В России решили «прижать» вольных популяризаторов науки
Несколько российских популяризаторов науки создали на сайте Change.org петицию со сбором подписей против поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации». Они считают, что прописанные в документе ограничения в виде необходимого лицензирования, а также бюрократические требования к согласованию содержания каждой лекции негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране.
В Госдуме прошёл первое чтение законопроект, который регламентирует просветительскую деятельность в России. Второе чтение законопроекта должно состояться 21 января.
В пояснительной записке к документу указано, чем вызвана необходимость его принятия:
«Отсутствие соответствующего правового регулирования создаёт предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
«Проекты, разжигающие межнациональную рознь в России, известны, попробуйте почитать, например, материалы «Радио Свобода», — заявил член Общественной палаты РФ Максим Григорьев, который убеждён, что враждебные действия против российского общества «даже не скрываются».
Исполнительная власть «позитивно» относится к инициативе, заявил замминистра просвещения РФ Андрей Корнеев. В ведомстве, по его словам, будут рекомендовать принять законопроект и после продолжить «работу по его доработке».
«Простор для произвола»
Популяризаторы науки, учёные и журналисты высказываются против законопроекта. На данный момент петиция набрала уже более 132 тыс. подписей.
Астрофизик, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ и один из авторов петиции Сергей Попов отметил, что под крайне широкое определение просветительской деятельности попадают сайты, YouTube-каналы, подкасты. Многие проекты, основанные на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения.
«Такие законы открывают простор для произвола и позволяют терроризировать население», — уверен Попов.
Он пояснил, что набор поправок состоит из двух частей. Первая ограничивает просветительскую деятельность. Само определение этого понятия даётся размыто, «а вся конкретика будет создаваться подзаконными актами».
Во второй части есть одна поправка, которая имеет немедленную силу. В случае принятия она осложнит международное сотрудничество для всех образовательных учреждений, потому что будет требовать для заключения любых договоров с иностранными гражданами предварительное разрешение от федерального органа.
«Российские образовательные организации будут меньше участвовать в международных проектах, реже приглашать иностранцев на стажировку в России. Международных грантов у нас тоже станет меньше», — заявил учёный.
Следуя логике противников законопроекта, многие популярные лекции на YouTube-каналах должны пройти процедуру лицензирования.
Впрочем, некоторые из экспертов считают, что популяризаторам естественных наук, физикам, химикам новый закон не создаст проблем. Да, им придётся потратить немало сил и времени на «узаконивание», но в целом никто не будет мешать рассказывать «про чёрные дыры, квазары, теорию струн и проблему n-мерного пространства».
Представители экспертного сообщества обращают внимание на то, что поправки «придуманы» для специалистов в области истории, социологии, экономики, способных «неправильной» подачей информации «расшатывать систему». Из этих соображений некоторое регулирование необходимо: за последние годы мы получили массу откровенно антироссийского мусора, типа «соросовских» учебников, искажающих историю России.
При этом закон содержит расплывчатое определение просветительской деятельности. Буквальное применение этой нормы на практике позволит признавать «просветительской» абсолютно любую деятельность, связанную с распространением какой-либо информации. Под которую может попасть и любой блогер, и любой аналитик, которые обсуждают, например, политико-экономическую систему или деятельность руководства страны.
«Одно из главных моих опасений связано с тем, что законопроект прямо предусматривает, что «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации», — утверждает независимый эксперт при Минюсте РФ Максим Крупский.
С учётом того, что любая деятельность, связанная с распространением информации, может быть признана «просветительской», эта норма фактически позволит на практике взять под контроль любую такую деятельность, добавил эксперт.
Читайте также: Элитарная «вышка»: нужно ли прекращать повальное поступление россиян в вузы?
Егор Самойлов