Севастопольская пенсионерка после пожара столкнулась с холодом и беспределом
В Севастополе пенсионерка, жившая в аварийном доме № 55 на Тарутинской улице, после тушения пожара сутки просидела в мокрой от воды квартире при минусовой температуре на улице, после чего смогла переехать в альтернативное жильё — где нет ни газа, ни отопления, зато воды даже больше, чем нужно.
Как ранее писал ForPost, сообщения о пожаре в доме поступили 17 января, о возгорании в МЧС сообщили очевидцы. На первый взгляд дом выглядел пустым — но это впечатление оказалось ошибочным.
19 января в социальных сетях города-героя было опубликовано сообщение о втором пожаре по тому же адресу, причём автор сообщения высказывал удивление равнодушием компетентных органов по отношению к живущей на первом этаже пенсионерке, чьё домовладение оказалось залито водой.
Оказалось, что в доме, который по имеющейся у МЧС информации является расселённым, продолжают жить граждане. Попытавшись выяснить всю цепь событий, ForPost столкнулся с множеством других удивительных моментов, связанных с реализацией региональной программы расселения из ветхого и аварийного жилья.
Самовольно проживает
В официальном комментарии УМЧС по Севастополю дало ряд пояснений по поводу размещённого в соцсетях сообщения.
Сигнал о первом возгорании по адресу: ул. Тарутинская, 55, поступил 17 января в 13 часов 42 минуты. Как выяснилось, горел мусор на втором этаже в здании, которое, по информации МЧС, было расселённым. Однако в ходе проверочных мероприятий при ликвидации возгорания сотрудники МЧС выяснили, что в одной из квартир на первом этаже «самовольно проживает пожилая женщина».
«С её слов, она находилась там, пока в другом её жилье не закончен ремонт. Представители МЧС осведомились, необходимо ли привлечение органов исполнительной власти для предоставления гражданке места временного размещения, на что та ответила, что во временном жилье не нуждается, ей есть, где разместиться. Далее женщина получила рекомендации покинуть помещение в расселённом доме, залитое водой в процессе тушения. Иных претензий гражданка также не высказывала», — подчёркивается в сообщении ведомства.
Спустя сутки после первого пожара, в доме № 55 на ул. Тарутинской произошло второе возгорание — информация о нём поступила 18 января в 21 час 47 минут. Пожар малой площадью (2 квадратных метра) также произошёл на втором этаже данного расселённого дома — в котором де-факто проживала пожилая гражданка.
Самой гражданки во время второго пожара уже не было. Хотя, как выяснилось, ей пришлось провести сутки в залитой водой квартире: имеющееся у неё жильё оказалось не вполне готовым, а получить доступ к нему удалось не сразу.
Переезд в неизвестность за ваши деньги
Как сообщила ForPost дочь проживавшей на Тарутинской, 55, пенсионерки Лилия, дом действительно был давно признан аварийным и подлежащим расселению. Однако процесс переезда затянулся в силу целого комплекса причин — например, переехать в новое жильё не представлялось возможным по причине отсутствия ключей от него.
Новое жильё оказалось расположенным на улице Энергетиков в доме 16б, на Мекензиевых горах; поскольку его площадь — 48,5 квадратных метров — превышала 28,5 квадратных квартирных метров старого жилья на ул. Тарутинской, от собственников потребовали по суду оплатить 189.400 рублей доплаты за добавленный метраж.
Из судебных документов (есть в распоряжении ForPost) следует, что дом 55 на ул. Тарутинской был признан аварийным ещё в 1999 году, а квартира в доме на ул. Энергетиков 16б является благоустроенной и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к помещениям, которые могут быть переданы жителям расселяемых жилых домов.
Иск департамента капитального строительства Севастополя был удовлетворён, квартира в доме на Тарутинской изъята для государственных нужд, покинуть её следовало в течение 60 дней после 18 февраля 2020 года. При этом право собственности на новое жильё у выселенных почему-то не возникло.
В последующем апелляционном рассмотрении суд признал неправомочность отдельных аспектов выселения, предоставил право собственности на новое жильё и отказал в доплате 189.400 рублей за приобретённую квартиру на Мекензиевых горах.
В кассационной жалобе от 30.11 2020 года правительство Севастополя сообщило Четвёртому кассационному суду в Краснодаре, что, ко всему вышеперечисленному, земельный участок, на котором стоит дом № 55 на Тарутинской улице, изъят распоряжением департамента капитального строительства для невыясненных государственных нужд распоряжением № 113 от 3.04.2017 года.
В жалобе правительство потребовало всё-таки забрать у выселяемых 189.400 рублей и принудительно «вселить» их в квартиру на Мекензиевых горах.
Хрен и редька
Известная пословица о том, что лучше два пожара, чем один переезд, заиграла новыми красками для вселённых на Мекензиевы горы граждан.
«Квартиру я не видела до понедельника, я её увидела, только когда получила ключ — при начале оформления регистрационных документов», — говорит Лилия.
Перевозить мать оперативно она не смогла — для этого нужно было сначала привести официально благоустроенную квартиру в «условно-жилое» состояние: отопление в ней должно было обеспечиваться двухконтурным котлом, но газа в квартире нет — его нужно подключать отдельно.
Что до воды, то попытка открыть её подачу привела к массовым протечкам из всех возможных мест. Помимо рукотворных протечек, квартира регулярно страдала от природных явлений такого же рода.
«Наличники разбухли, все краны текут, течёт крыша, квартира в ужасном состоянии», — прокомментировала состояние квартиры Лилия. Фотографии, которые она предоставила ForPost, дают достаточно аргументов в пользу её оценки.
Новая благоустроенная квартира, куда переселилась пенсионерка. Фото Лилии
В беседе с местными жителями Лилия узнала, что дом, в котором находится вручённая судом квартира, был построен в 90-х годах как жильё железнодорожников, потом долгое время был заброшен.
«Его надстроили до 6 этажей, дом начал оседать, шестой этаж снесли, он оказался пятиэтажным — после чего его каким-то образом признали годным и начали предлагать переселенцам», — делится информацией о новом жилье матери Лилия. Других вариантов переселения не предлагалось.
Именно по причине неготовности квартиры к любому проживанию, тем более в холодное время года, мать Лилии была вынуждена провести ночь в постпожарном доме.
Сама Любовь Николаевна объясняет желание остаться в промокшей после тушения квартире опасением за безопасность имущества: кроме неё в доме живут разве что бездомные, в прошлом году квартиру уже пытались грабить.
Учитывая неоднократные возгорания дома № 55 на Тарутинской улице, а также отчуждение дома и земельного участка для государственных нужд, Лилия склонна к самым пессимистичным предположениям.
«Мысли приходят такие, что фонд капитального строительства или департамент мог иметь причастность к этому пожару. Это не первый случай, когда маму пытаются выжить. В этом году даже отопление не подключили», — говорит она.
По информации МЧС, в данный момент причины и обстоятельства обоих возгораний по одному адресу устанавливаются и ведутся следственно-оперативные мероприятия.
Отметим, что возгорания ветхих домов стали своеобразной традицией в Севастополе. 7 февраля 2020 года на Корабельной стороне загорелся другой заброшенный дом — на улице Оборонной, 7. Этот дом и два соседних полуразрушенных здания (ветхое жильё, расселённое в 2017 году) стали своеобразным центром асоциальной жизни, о чём писали читатели в редакцию ForPost.
Редакция ForPost готовит официальные запросы относительно пригодности выданного по суду жилья в доме № 16б на ул. Энергетиков к непосредственно проживанию — в том числе зимой, а также о мотивации изъятия земельного участка с кадастровым номером 91:04:001005 с пометкой «для государственных нужд».
Николай Сведски