Украинские уши казахского майдана: скоординировали, и в кусты
Поставки казахстанского угля повлияли на оценку украинскими властями казахстанских протестов, утверждают эксперты.
Обычно Киев поддерживает протесты в странах бывшего СССР. Например, украинские власти сочувствовали белорусским оппозиционерам, выступавшим против действующего президента Александра Лукашенко. Однако в случае Казахстана — осудили беспорядки и не выразили протеста против ввода войск ОДКБ.
Учитывая постигший Украину энергетический кризис, стоит помнить, что Казахстан — один из потенциальных поставщиков угля Киеву.
Реакция Украины на события в Казахстане была и в самом деле и необычной и объяснимой одновременно.
Однако вдвойне объяснимой такую реакцию делает тот факт, что ещё когда подавление мятежа в Алма-Ате было отнюдь не очевидно, начали вскрываться крайне интересные подробности о её роли в происходящих событиях.
Если уж говорить прямо — из провалившегося майдана в Казахстане вполне очевидно торчат украинские уши.
Конечно, можно слушать рассказы либералов и левых сил (которые чем дальше, тем меньше отличаются друг от друга) о том, что произошедшее является «стихийным народным восстанием», которое жестоко подавили сатрапы при поддержке «страны-жандарма».
Справедливости ради: началось всё и в самом деле со вполне народных протестов.
Но, во-первых, они были довольно локальны, а, во-вторых, то, что началось дальше, было уже совсем из другой оперы, называть которую «стихийной» может только дурак или лжец (не знаю, что хуже).
Готовилось всё минимум несколько месяцев. И, как минимум, часть этой подготовки с большой долей вероятности могла осуществляться из Киева.
Непосредственной координацией беспорядков занимались живущий в Европе бывший казахский банкир Мухтар Аблязов (некий местный аналог Ходорковского) и занимательная структура под названием «Демократический выбор Казахстана», штаб которой расположен именно в Киеве.
Причём, цель этого штаба – «организация и координация протестов в Казахстане» - была заявлена при его создании аж в середине 2020 года. С тех пор этот штаб действовал весьма активно.
А в первых числах июля 2021 года (то есть ровно за полгода до начала мятежа) этот штаб опубликовал от имени Мухтара Аблязова сообщение о планах подготовки силовых действий, где со значительной точностью было изложено то, что потом произошло в январе.
К примеру, там говорилось о необходимости подготовить по тысяче активистов на Алма-Ату и Астану, которые приведут за собой по десять тысяч протестующих и скоординируют захваты этих городов.
Для координации предлагалось использовать конференции в «zoom».
Также говорилось о необходимости создания в каждом городе групп по 100-200 человек, которые будут контактировать только со штабом в Киеве.
И это не какая-то случайная информация: те же контакты киевского штаба Аблязов выложил на своей странице уже в самый разгар событий.
Помимо этого, крайне трудно было не заметить, насколько плотно задействованы были в информационной эскалации событий украинские сетевые ресурсы. И то, что ещё одним координатором беспорядков неожиданно выступил не кто-нибудь, а печально известная белорусская «Нехта», так же работающая в активной связке не только с польскими, но и с украинскими спецслужбами.
Симпатичная картина складывается, правда?
Когда же стало ясно, что мятеж провалился, в Киеве проявили неожиданное благоразумие и мгновенно начали от всего открещиваться.
Более того, даже вроде как пришли с обыском в тот самый штаб «Демократического выбора Казахстана».
Опять же – объяснимо. Как говорится: «Не получилось, не пофартило» (с). А выкручиваться надо срочно.
Хотя, вряд ли, конечно, музыку в этой истории заказывала сама Украина.
Впрочем, резко сменили тон не только в Киеве.
Практически все «дорогие партнёры» в этот раз были сама сдержанность.
По сути, казахстанских мятежников политически сдают.
Конечно, поражение – всегда сирота, но всё же, почему так происходит?! Не претендуя на какую-то абсолютную истину, выразим уверенность в том, что готовившийся не один месяц мятеж организовывался при активном участии тех, кто этим всегда занимается (не будем показывать пальцем).
Иначе и быть не могло, слишком сладкий кусок: помимо геополитического положения между Россией и Китаем, Казахстан – это ещё и уран, углеводороды и многое другое.
Есть предположение: скорее всего, что-то пошло не так, случился фальстарт. Причём по каким-то местным внутриэлитным причинам, которые мы если и узнаем, то не скоро.
В итоге вся подготовка пошла прахом. Задействованным акторам пришлось, так сказать, «переобуваться в прыжке». В первую очередь, киевским акторам.
Ситуация, на самом деле, ещё крайне далека от разрешения, даже не смотря на объявленный скорый вывод миротворцев.
Так или иначе, джинн уже выпущен из бутылки, а выводов свiдомая казахстанская элита, похоже, не сделала, о чём свидетельствует назначение министром информации заслуженного русофоба и одного из организаторов «языковых патрулей» Аскара Умарова.
Это говорит о том, что Казахстан идёт по наихудшему сценарию постмайданного развития – оставляет назарбаевский режим в неприкосновенном виде, меняя лишь верхушку. Это практически гарантированно вызовет рецидив.
Павел Кухмиров