Иначе их не остановить: в Крыму оценили необходимость возврата к смертной казни
Проблема смертной казни всё время находится в сфере внимания специалистов, политиков, депутатов, философов и общественности современной России. И всё время вызывает ожесточённые споры.
Нужна ли смертная казнь как средство уголовного наказания? И если да, то за какие преступления? Поможет ли это предотвратить трагедии? Эти вопросы ForPost задал крымским общественникам, правозащитникам и психологам.
За все тяжкие
12 января 1950 года Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь многочисленными «просьбами трудящихся», издал специальный Указ «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам». В этот день закончился единственный за всю историю СССР послевоенный мораторий на смертную казнь, введённый в 1947 году.
С конца 1980-х количество смертных приговоров начало сокращаться. А Конституция РФ 1993 года и вовсе установила: «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». В итоге в 1993 году было вынесено 157 смертных приговоров, в 1994 году – 160, в 1995 году – 141….
28 февраля 1996 года Россия вошла в Совет Европы, в связи с чем обязалась подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, отменяющую смертную казнь. Что в дальнейшем и было сделано.
Последний смертный приговор в России был приведён в исполнение в августе 1996 года. 16 апреля 1997 года Россия подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отказавшись от высшей меры наказания.
Срок введённого Ельциным моратория на смертную казнь в стране истёк 1 января 2010 года. Однако ещё 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ принял решение, согласно которому никакие суды в России не могут выносить смертные приговоры.
Спустя почти 12 лет председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в своей книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл» допустил восстановление практики смертной казни в России.
«То обстоятельство, что Конституционный суд принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе её развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем», — считает Зорькин.
Тема возможной отмены моратория неоднократно поднималась в парламенте. Несмотря на то, что на повестке дня остро стоит вопрос терроризма и многие депутаты выступают за возвращение высшей меры наказания, в мае 2015 года Госдума отказалась восстановить смертную казнь за такие преступления.
Вопрос без ответа
В мире существует огромное количество различных судебных систем — и все они не идеальны. И вряд ли когда-нибудь станут безупречными, ведь априори рукотворны. Как искоренить человеческий фактор? Этот вопрос интересовал многих философов древности, его продолжают задавать мыслящие люди сегодня.
Однозначно ответить на вопрос, стоит ли применять смертную казнь как вид наказания за тяжкие преступления, пожалуй, невозможно, считает крымский политолог, член Общественного совета при МВД по Республике Крым Наталья Киселёва. Но многие, невзирая на незастрахованность правовой системы от непоправимых ошибок, полагают, что человек, совершивший жестокое преступление по отношению к ребёнку, заслуживает смерти.
«Если бы проводился референдум по вопросу применения смертной казни к таким преступникам, я бы проголосовала «за», — подчеркнула наша собеседница.
Угроза смертной казни могла бы останавливать преступников. Но никаких социологических исследований в этой области не проводилось. Зачастую эмоции заглушают рассудок, исключая рациональную оценку возможных последствий, да и сами преступники наверняка до последнего надеются на свою безнаказанность.
«Однако всегда будет процент, пусть и небольшой, тех, кого страх перед смертной казнью остановит», — считает Наталья Киселёва.
Они этого уже не боятся
Другого мнения придерживается доцент кафедры общей психологии и психофизиологии КФУ им. Вернадского Ольга Войновская: по её словам, никакая смертная казнь не остановит человека, решившегося на тяжкое преступление.
«Если человек идёт на преступление, заслуживающее впоследствии смертной казни, он уже не здоров как полноценная личность: он либо социопат, либо имеет психические отклонения (за исключением аффекта, когда человек не отдает отчёт своим действиям). Но во всех случаях адекватное отношение к смерти отсутствует. Социопат уверен, что ему сойдёт с рук (или же тяга к преступлению сильнее страха смерти), больному голоса приказывают», — пояснила психолог.
Более того, многие осуждённые на пожизненное заключение предпочтут смертную казнь многолетнему заточению в камере, обратила внимание собеседница ForPost.
С другой стороны, некоторых мог бы удержать от зверств страх мучений за содеянное — иначе говоря, пытки. Но это, естественно, исключено в цивилизованном обществе. Кстати, в рассуждениях религиозных фанатиков, которые в основном и вербуются различными террористическими ячейками, тоже чаще встречается не страх вечной смерти, а страх вечных мучений.
Тем более не способны остановить таких людей «превентивные меры», которыми законодатели и чиновники пытаются противостоять возможным трагедиям. Например, растущие заборы вокруг детских учреждений, которых с каждым годом становится всё больше.
«Мы с пониманием относимся к такому «новшеству», ведь безопасность детей на первом месте. Это естественно. Другое дело, остановят ли ограждения и металлоискатели террористов и маньяков? Преградой — да, станут, но не остановят однозначно, — считает специалист. — “Заборы” нужны в наших головах. “Забором” должно быть воспитание, совесть, общечеловеческие ценности. Всё остальное не поможет, когда нет внутреннего барьера».
А что показал бы опрос?
Вопрос о снятии моратория на смертную казнь должно решать общество, граждане Российской Федерации, убеждён уполномоченный по правам человека в городе Севастополе Павел Буцай.
«Возвращение смертной казни возможно только через выражение общественного мнения. Вероятнее всего это опрос на государственном уровне. Только люди способны разрешить эту дилемму», — заявил омбудсмен в беседе с ForPost, согласившись, что действующая сегодня высшая мера — пожизненное заключение — для многих преступников гораздо хуже смерти.
Кстати, после убийства девятилетней девочки в Саратове в октябре 2019 года в Сети снова начался сбор подписей под соответствующей петицией об отмене моратория на смертную казнь. Госдума даже запустила аналогичный опрос на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
Опрос, между прочим, активен до сих пор. По данным на сегодняшний день, возвращение смертной казни поддержали 125,6 тысячи из 160,5 тысячи проголосовавших. Это больше 78% участников опроса.
Преступления, которые не забыть…
В ноябре 2019 года в селе Кропоткино на северо-западе Крыма отчим избил девочку, а затем, боясь огласки, утопил малышку в ванной. Днём он вывез тело ребёнка и закопал его недалеко от дома…
Следствие установило всю последовательность событий, и 19 апреля 2021 года Верховный суд Крыма вынес вердикт: мужчина получил пожизненный срок в колонии особого режима.
Спустя три месяца Сочинский апелляционный суд принял во внимание то, что преступник активно помогал следствию, признался в содеянном после задержания и указал место сокрытия трупа. Признанные смягчающими обстоятельства сократили срок наказания до 19 лет и 6 месяцев.
1 июня 2020 года в Северо-Крымском канале нашли тело пропавшей накануне девочки. По подозрению в убийстве задержали друга семьи. Расследование закончилось судом, который признал мужчину виновным и приговорил к 25 годам лишения свободы с дальнейшим ограничением свободы на два года.
Был наказан и отец ребёнка: за оставление несовершеннолетней в опасности. Он получил шесть месяцев исправительных работ.
10 февраля 2021 года жителя Симферополя задержали по подозрению в убийстве семилетнего сына. Позже мужчина был освобождён от уголовной ответственности за преступление: психиатрическая экспертиза показала, что он страдает тяжёлым расстройством рассудка.
Марина Байдукова