Россия обязана выучить казахстанский урок, иначе получит удар в спину
Политический кризис в Казахстане, который довольно быстро перерос в настоящую бойню с человеческими жертвами, держал в напряжении многих жителей стран бывшего СССР фактически все новогодние праздники. В том числе и севастопольцев. Поэтому не удивительно, что первый выпуск программы «ForPost Реактор» был посвящён ситуации в этой стране.
По мнению гостей программы, массовые протесты в Казахстане показали уязвимость геополитических планов Москвы в Центральной Азии. И ключевой вопрос — как России сохранить своё влияние в регионе.
Евразийская игра
Сегодня Казахстан задействован сразу в двух масштабных интеграционных проектах — один реализует Москва (Евразийский экономический союз), другой — Китай («Один пояс и один путь», по-другому — новый шёлковый путь).
По мнению гостей «ForPost Реактор», в Казахстане произошла цветная революция. Был ли газовый вопрос заранее спланированным поводом или организаторы дожидались удобного случая — судить сложно. Гораздо важнее понять, кто из внешних игроков заинтересован в разрушении действующей политической системы Казахстана и сложившейся геополитической конфигурации.
«Сейчас в Женеве идут переговоры о новой архитектуре безопасности в Евразии между США и Россией. Накануне этих переговоров Россия получает такой удар в спину. Но не только Россия — Китай тоже», — сказал заведующий кафедрой политических наук СевГУ Александр Ирхин.
Учёный уверен, что за сменой власти в Казахстане стоят конкретные страны.
«По стилю того, как это произошло в Казахстане, мы можем сделать вывод, что за этим стоит не коренная Европа, а США и Великобритания. Британия сейчас — латентный игрок, который прикрывается американскими мышцами, играет их ресурсами за свои национальные интересы», — подчеркнул Ирхин.
По словам политолога Сергея Абрамова, попытка государственного переворота в Казахстане явно говорит о стремлении нанести удар по евразийским интеграционным процессам.
«Мы помним, что полтора года назад в Белоруссии была попытка свержения режима, и сейчас — попытка государственного переворота в Казахстане. С этой точки зрения события можно расценивать как попытку демонтажа Евразийского экономического союза», — сказал он.
Схема лечения
Гости «ForPost Реактор» убеждены, что Россия должна защищать собственные интересы в регионе, но делать это надо правильно. Быть сильным в военном плане государством в современном мире мало — важна экономическая, технологическая и культурная притягательность, так называемая «мягкая сила».
«Пока в этом плане мы сильно проигрываем не только таким гигантам, как Запад и Китай, но даже Турции, которая предложила этому региону мироустроительную идею (речь идёт об идее создания единого пантюркского пространства — Великого Турана, которую транслирует Турция. — ForPost). Россия подобного не предлагает. После того как осядет пыль попытки госпереворота, гибридная война в Казахстане будет разворачиваться со всех сторон», — подытожил Ирхин.
Иными словами, России должна предложить Казахстану некий проект совместного будущего — общую идею и цель.
«У нас должна быть привлекательная идея для наших партнёров по границе. Но её нет, поэтому мы можем надувать щеки, демонстрировать гиперзвуковые ракеты, но это не тот стержень, вокруг которого можно собирать людей», — высказал мнение политолог, председатель президиума Международного совета российских соотечественников Вадим Колесниченко.
По словам Сергея Абрамова, основных шагов, которые должна предпринять Россия, чтобы не потерять Казахстан, не так много.
«Как минимум надо выполнять все договорённости о продолжении интеграции на евразийском пространстве. Второе: я считаю крайне важным не поддерживать разрушение единственного военного российского полигона в Казахстане — его надо, наоборот, усовершенствовать, чтобы нарастить мощь и легальное военное присутствие. Далее: ни в коем случае не терять Байконур, а продолжать его встраивать в наши интеграционные процессы. Наконец, России важно вести в Казахстане гуманитарную работу, потому что там стремительно продолжается вытеснение русских и русского языка», — подчеркнул он.
Полный выпуск программы «ForPost Реактор» смотрите здесь.
Андрей Мединский