Нужно ли заставить крымских чиновников сменить Шанель на шинели
Российские чиновники часто оказываются в центре «модных» скандалов, когда вся страна обсуждает слишком вычурное, откровенное или чрезмерно роскошное одеяние либо аксессуар. Несколько раз на этом поприще прославился и Крым.
В конце 2018 года сенатор от Крыма Ольга Ковитиди взбудоражила общественность своим дизайнерским «мундиром» от известной зарубежной дизайн-фирмы Ralph Lauren за 182 тысячи рублей.
Главе городской администрации Ялты Янине Павленко не так давно досталось от народа за любовь к дорогим украшениям. Общественность «оценила» её побрякушки в 20 миллионов рублей. Чиновница заверила, что носит реплики и даже выставила скандальные колье и серьги на аукцион.
Но больше всех Крым прославила своим гардеробом экс-министр культуры Арина Новосельская, в отношении которой не так давно было возбуждено уголовное дело о 25-миллионой взятке. Шок и трепет в крымских соцсетях вызывали наряды чиновницы даже с детских мероприятий, где иногда действительно были неуместно откровенными.
… 1700-й год, как известно, был реформаторским для России. Пётр Первый не только ввёл новое летоисчисление, но также ровно 322 года назад приказал дворянству, боярам и торговым людям носить европейские наряды. А их жёнам и дочерям указ «О ношении платья на манер Венгерского» предписывал сменить сарафаны на юбки и платья.
ForPost решил узнать, нужен ли сегодня жёсткий контроль сверху, чтобы навести порядок в гардеробе российских чиновников.
Подмена ценностных ориентиров
Не исключает необходимость ввести для крымских чиновников жёсткий дресс-код председатель комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия крымского парламента Николай Волков. Но с поправкой на то, что такая форма должна быть «вариативна».
«Я лично не имею ничего против формы. Чиновник должен выглядеть согласно дресс-коду, одеваться скромно, быть приятным внешне, а не навешивать на себя золото так, чтобы сороки хотели его унести. Вызывающий внешний вид, конечно, может раздражать, ведь некоторые люди сегодня нуждающиеся. Но форма должна быть удобной и не вызывать обратную реакцию — смех. Ведь у всех разные формы: кому-то подходит платье, а кому-то нет и так далее», — пояснил депутат свою мысль.
У чиновников до сих пор есть свой устав по форме и внешнему виду. Просто не все соблюдают...
А вот напоказ лучше было бы выставлять не свою внешность, а ум и достижения, уверен собеседник издания.
«Страшно не то, что она короткое платье или прозрачное надела, или то, что он золотые часы или бриллианты надел. Проблема глубже — в том, что идёт подмена ценностных ориентиров. Люди ориентируются на деньги, а великие цели забывают. Общество деградирует, не развивается. Так что тут вопрос ко всему обществу. А так мы станем чиновникам форму вводить, а по телеканалам нам продолжат транслировать всякий разврат», — посетовал Николай Волков.
Кстати, требования к внешнему виду и поведению госслужащих и так прописаны: каждый соискатель на государственную должность, напомнил Николай Волков, подписывает бумагу, что ознакомлен с ними. Так что нужно просто придерживаться установленных норм.
Личный бренд — залог адекватности
У каждого человека есть так называемый образ «Я». В последнее время его называют личным брендом. Бренд публичной личности чаще создаётся командой имиджмейкеров или пиарщиков. Качественный личный бренд — это искусство, труд, вкус, философия и инструмент продвижения личности.
«Личный бренд в рамках корпоративной этики должен быть у каждого чиновника. У некоторых он основан на харизме и силе личности, у кого-то искусственно создан средствами масс-технологий. Интуитивно природа и сила личного бренда публичных людей достаточно легко "считывается" аудиторией. Глупо ориентироваться при создании личного бренда именно на одежду», — сказала ForPost доцент кафедры социальной психологии КФУ имени В.И. Вернадского Юлия Евдокимова.
По мнению психолога, основной упор при создании личного бренда следует делать на профессиональный дискурс, тексты сообщений, коммуникативные особенности, эмоциональный интеллект, поведение в целом, коммуникация с аудиторией, понимание её потребностей.
Людей любой профессии надо встречать не по одёжке, а по навыкам и уму.
Навязывание строгой формы одежды, считает собеседница, скорее препятствует адекватному восприятию человека, навязывает стереотипы, что сказывается на эффективности деятельности. Крайним проявлением такой психической травмы своего образа «Я» может стать дисморфофобия — непринятие собственного тела. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, но может доставлять дискомфорт и страдания взрослым людям.
«Путать внешнее и внутреннее — это фундаментальные ошибки оценки личности. Оценивать внешность проще, чем анализировать качества самой личности. Пустоту тоже можно красиво завернуть и продать. Одежда — это вопрос личного вкуса, возможностей, настроения, а не предмет обсуждения общественности. Как и цвет кожи, пол, сексуальная ориентация... К профессионалам должны предъявлять требования, связанные с профессией и эффективностью работы», — подчеркнула Евдокимова.
Необходимость формы в наше время слишком переоценивают, считает психолог. Это скорее атавизм (в некоторых случаях — коммерция). Форма уместна в некоторых социальных институтах, где является строгим признаком статуса (военный, дипломатический, королевский этикет, тюремная одежда).
Чтобы общественность бурно не реагировала на наряды госслужащих, нужно придерживаться установленных в конкретной организации правил — корпоративного этикета и соответствующего ему дресс-кода.
«Есть положения о госслужбе, где прописаны нормы поведения и требования к внешнему виду. Это нормальная мировая практика. А ограничивать человека в брендах и стоимости одежды не следует: это вопрос личного выбора, вкуса и возможностей. Я не считаю, что это должно быть предметом обсуждения и тем более осуждения. Давайте сразу встречать по уму! И так слишком много времени потрачено на обсуждение одежды», — высказала свою точку зрения Юлия Евдокимова.
Стильно не значит дорого
Стилисты всегда готовы прийти на помощь тем чиновникам, у кого есть проблемы с восприятием себя. Вопреки мифу о том, что услуги специалиста по моде бьют по карману, профессиональный стилист способен не только подобрать правильно платье или костюм для службы, но, напротив, сэкономить расходы на обновление гардероба.
«Многие до сих пор опираются на ошибочное суждение, что сами лучше знают, что им идёт. Но это не так. Единицы обладают врождённым чувством стиля, остальные одеваются наобум. Где угадают, где нет. А стилист способен сократить расходы на гардероб, походы в магазин, составив «капсулу» (набор элементов гардероба – Прим.) по назначению», — пояснила дизайнер бренда Goreloche Татьяна Ковальчук.
Модельер также отметила, что в России многие компании давно сотрудничают со стилистами, которые грамотно подбирают гардероб каждому сотруднику.
«Палитра тканей, крой, аксессуары позволяют даже в такой узкой концепции, как деловой стиль, оставить отличнейшие образы, подчеркнуть индивидуальность, скрыть недостатки. Во всяком случае, внешний вид сотрудников — это внешний вид компании. Если по уставу структуры регламентирована униформа, то и её можно разработать с учётом выше упомянутых нюансов», — подытожила Татьяна Ковальчук.
Ранее ForPost писал о том, какие тенденции будут модными в 2022 году. По версии стилистов, наряды «по фигуре» остаются моветоном, а балом будут править оверсайз и минимализм.
Власта Пидпалая
Фото: pixabay.com, pexels.com