ForPost выяснил судьбу отправленного на хранение крымбальского камня
Кочующая по Севастополю историческая брусчатка (власти заверяют — всё под контролем), обнаруживающаяся и вновь теряющаяся мемориальная доска Гарину-Михайловскому (на Ласпинский перевал так и не возвращена), потерянный или украденный старинный якорь у ДКР (будет ли кто-то наказан за это?) — всё это заставило вспомнить ещё об одной исторической и, что важно, реставрационной ценности — практически вечном крымбальском камне.
Материал, из которого сложены многие, прежде всего оборонительные, объекты исторического центра города (в том числе — оба Владимирских собора, Константиновская и Михайловская батареи, Графская пристань, Оборонительная башня Малахова кургана, Драконий мостик на Приморском бульваре, памятник Казарскому), сегодня не добывается — остались только очень глубокие его залегания. «Аналоги», на которые его пытаются заменить при реконструкциях, обычно не выдерживают ни критики, ни времени, поэтому каждый большой фрагмент крымбальского камня — находка для реставратора.
Здесь, например, вместо правильного камня стоит обычный ракушечник. И некрасиво, и недолговечно.
Фото: Анатолий Пряшников
Однако ценность этого камня рядовым горожанам понятнее, чем тем, кому доверено сохранять и строить город. Так, в декабре 2015 года серый крымбальский камень в сквере у памятника Сенявину решили заменить на дешёвую, но нарядно-беленькую (правда, очень недолго) мшанку.
Она, как и прогнозировали возмущённые севастопольские специалисты, продержалась недолго, и уже в апреле 2017 года началась её замена.
Сейчас её разрушение, похоже, уже никто не отрицает. На фото — лишь один из множества разрушившихся участков недавно обновлённого парапета.
Фото: ForPost
«Крымбал нужно беречь и использовать по назначению! — учили свою власть севастопольцы. И задавали вопрос:
— Куда дели то, что убрали из сквера?»
Горожан успокоили: камень якобы передали на хранение ООО «Управляющая компания». Тогда ею руководил Игорь Валис, весной этого года задержанный по подозрению во взятке в виде Porsche и денег.
Гораздо бóльшие объёмы крымбальского камня пошли под снос во время расчистки мыса Хрустального от сооружений 54-го военного завода, который частично построен на стенах сооружений форта «Меншиков».
Фото: Виктор Чижов
Тогда от вида бульдозеров, уничтожающих исторический памятник, а вместе с ними — и ценный реставрационный материал, у местных специалистов волосы становились дыбом. Крымбал большого размера и, что очень важно, с сохранившимися углами и ровной поверхностью безбожно крошился, разбивался ковшом и сваливался в кучи.
Чтобы сохранить камень, энтузиасты стали вручную собирать и складывать его на паллеты, но спустя недолгое время доступ на стройплощадку им закрыли.
Фото: Виктор Чижов
Для горожан и для прессы устроили шоу с передачей камня на хранение Музею героической обороны и освобождения Севастополя — для использования при реконструкции Исторического бульвара. Фонд «Национальное культурное наследие» официально сообщил, что туда отвезли 20 тонн ценного камня.
Фото: ООО «Стройгазмонтаж»
От того, как это было сделано, волосы на голове зашевелились уже у реставраторов в других городах. Было очевидно, что сохранность камня никому не важна, главное — дать картинку, которой можно хотя бы частично погасить возмущение.
Подробнее об этом можно прочитать в материале ForPost «Застройщик мыса Хрустального устроил показуху с заботой о Севастополе».
Цел ли этот камень и сколько его? С этими вопросами ForPost обратился в музей-заповедник и в ООО «Управляющая компания».
«По результатам инвентаризации 2021 года имущества, указанного в запросе, не обнаружено», — сообщил сегодняшний директор «УК» Илья Полтавский.
И это не вызвало большого удивления.
Не удивимся мы и в случае, если исчезновение ценного камня сойдёт с рук всем, кто к этому причастен.
А вот в Музее обороны и освобождения Севастополя камень обнаружили.
«17–20 м куб. камня хранится на территории мемориального комплекса „Исторический бульвар”. Крымбальский и альминский камень планируется использовать при восстановлении исторического ограждения ансамбля мемориального комплекса памятников обороны города Севастополя в 1854-1855 годах „Исторический бульвар”», — сообщил сегодняшний директор музея-заповедника Михаил Смородкин.
Фото: Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя
Действительно ли при реконструкции Исторического бульвара (в завершение которой, к слову, верит всё меньше горожан) будет использован этот камень и возможно ли будет его использовать после того, как с ним поработали бульдозер, самосвал и экскаватор?
Продолжаем следить за ситуацией и надеяться, что свои реставрационные мастерские в городе однажды всё-таки появятся.
Светлана Косинова