Почему США пугают мир «трагичной» судьбой России
Министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что Штаты намерены применять к нарушителям мирового экономического порядка жёсткие меры, пишет ТАСС. В качестве примера она вспомнила Россию, которая как раз нарушила этот миропорядок, за что и поплатилась.
«Под понятием «мировой экономический порядок» США подразумевают стремление сохранить своё мировое господство и существование однополярного мира, поэтому Россия для Штатов — словно кость в горле: мешает единолично властвовать и проводить свою политику», — пояснил ForPost член комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Белик.
Почему именно Россия
Если проанализировать роль нашей страны в мировой экономике, то с первого взгляда не очевидно, почему именно Россия угрожает мировой гегемонии США.
Доля России в мировом ВВП в 2021 году, по данным Всемирного банка и Международного валютного фонда, — это всего лишь 3%, тогда как США — это почти 16%, а Китай — почти 19%.
И если посмотреть на этот показатель, то наша страна, в отличие от того же Китая, — никакой не конкурент Штатам.
«США очень раздражает, что они больше не великая держава. Величие не продлилось и столетия, а гегемония над всем миром и вовсе продержалась лишь несколько десятилетий. Американцы спокойно смотрят на большинство стран, поскольку не видят в них равных себе. Но их раздражает Китай, куда сами же американцы вывели львиную долю своего материального производства и сами же от этого теперь страдают. Раздражает их и Россия, у которой хотя материальное производство существенно меньше, чем в США, но мы сумели на этой ограниченной базе выстроить политическое влияние, почти не уступающее американскому, не говоря уже о военном», — отметил в разговоре с ForPost публицист и депутат ГД Анатолий Вассерман.
По мнению парламентария, наша страна в принципе не нарушает мировой порядок, а проводит политику, не зависящую от мирового устройства, навязываемого Штатами другим странам. Именно поэтому Россия так раздражает Америку.
«Ну и к тому же мировой порядок — это не то, что может установить одно государство, а соответственно, и наказать за его нарушение одна страна не может, потому что нарушителей этого порядка много и они активно взаимодействуют между собой», — пояснил Вассерман.
Читайте по теме: Байден заявил, что США не позволят России и Китаю занять их место на Ближнем Востоке
Непослушный мир
Тем временем вопреки желанию США сохранить мировое господство мир стремится уйти от однополярности.
По словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, уже отчётливо видны очертания новой конфигурации мирового порядка с двумя центрами силы — Западом, где первенство сохранят Штаты, и Востоком, где доминирует Китай, а также Индия (7% мирового ВВП в 2021 году). Связующим же звеном в восточном центре силы может стать как раз Россия, у которой есть взаимные интересы и с Китаем, и с Индией.
«А США при этом остаются в прошлом — у них есть фантомные боли, что они являются центром мира. Штаты продолжают считать, что они будут оставаться центром мира в ближайшем будущем, прежде всего — в экономическом плане. Но очевидно, что в США нет понимания, что даже если они и введут санкции против какой-то страны, то у этой страны уже сейчас есть выбор между Западом и Востоком. Более того, если в США считают, что страна нарушает миропорядок, то это значит, что эта страна уже сделала выбор в сторону другого центра силы», — пояснил экономист.
Читайте по теме: Как Россия переиграла Запад в экономической войне
Желаемое за действительное
По мнению Беляева, выдавая желаемое за действительное, США продолжают пугать мир рестрикциями, однако это выглядит теперь как «последнее китайское предупреждение».
«Эти угрозы виснут в воздухе, потому что относятся к уходящему в прошлое миропорядку. Более того, если посмотреть на эффект от этих угроз, то очевидно, что они уже даже в моменте не работают, не говоря уже о стратегическом результате. Страны, выбравшие ориентацию на восточный центр силы, уже вышли из-под влияния США, у них есть альтернатива. А раз так, то и угрозы США относятся только к прошлому и не имеют действия», — считает эксперт.
Подтверждений этому мнению, к слову, можно найти довольно много.
К примеру, сейчас США практически в открытую угрожают Китаю за сотрудничество с Россией и обещают «взыскать высокую цену» за это. Об этом заявил пресс-секретарь госдепартамента Нед Прайс. Китай же на подобные выпады отвечает хладнокровно и дипломатично, в том духе, что отношения России и КНР строятся «на основе взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, которое не должно подвергаться вмешательству или ограничениям третьей стороны».
О том же самом свидетельствует и недавний неудачный визит Джо Байдена в Саудовскую Аравию по нефтяным вопросам. Главная цель визита была в наращивании добычи арабской нефти ради замещения нефти из РФ. Саудиты не сочли возможным и выгодным нарушать ранее заключённое картельное соглашение в рамках ОПЕК+, куда входит и РФ, понимая, что подобное поведение попросту обрушит мировой нефтяной рынок.
Читайте по теме: Стало известно, сколько США тратят на раскачивание России
Ничего личного — только бизнес
По мнению Анатолия Вассермана, США упустили, причём по собственной же вине, возможность продлить свою мировую гегемонию, потому что американский рынок постепенно утрачивает привлекательность для других стран.
«Главная приманка для любого производителя — рынок, где много потребителей со сходными потребностями. Но, во-первых, в определённый момент издержки на производство с ростом самого производства продолжат падать, но уже неощутимо, то есть наращивание рынка с тысячи потребителей до 10 тысяч ощущается сильнее, чем с миллиона до 10 млн. Поэтому рынок США хотя и привлекателен, но уже не настолько, чтобы это заставляло исполнять все их пожелания. А во-вторых, сам этот рынок раньше мог давать какую-то реальную продукцию, востребованную в мире (например, отрасли металлургии, автомобилестроения и другие), а сейчас он даёт собственной продукции гораздо меньше. То, что раньше производили только в США, теперь доступно во множестве других мест», — пояснил Вассерман.
Читайте по теме: Ложь и вероломство: кто на самом деле друг России?
Андрей Мединский