Поворот на Восток: как формируется новая сила
Россия и Иран условились активизировать использование национальных валют для прямых расчётов между двумя странами. Это стало только одним из итогов визита Владимира Путина в Тегеран.
На самом деле данный визит имеет куда более интересный подтекст, чем это может показаться. И его истинная повестка куда шире, чем даже вопрос о военном сотрудничестве России и Ирана, не выносившийся в публичную часть саммита. Речь как минимум идёт о политическом будущем региона на десятилетия вперёд. А может, и не только одного этого региона. Фактически на наших глазах там начала формироваться новая сила. Альтернативная ныне существующим. И об этом свидетельствуют как минимум два признака.
Во-первых, поведение Ирана. Руководитель Стратегического совета по внешней политике Ирана, один из высших тегеранских чиновников Камаль Харази заявил о необходимости регионального диалога, в который будут включены Турция, Египет, Катар и Саудовская Аравия (шаг беспрецедентный, учитывая взаимоотношения шиитского Ирана и ваххабитского саудовского королевства).
По его словам, это необходимо для решения политических разногласий и напряжённости в сфере безопасности региона. Это официальное предложение. Да, оно сделано от лица одного из самых сложных акторов Ближнего Востока и едва ли способно сразу изменить баланс сил в регионе, но, несомненно, оно будет учтено суннитскими странами как безусловный шаг навстречу им. И вряд ли его можно толковать иначе, нежели путь к новой схеме региональной безопасности БЕЗ американцев.
Во-вторых, поведение ещё одного ключевого игрока — Саудовской Аравии. На днях глава её МИД прямо озвучил возможность закупки оружия у КНР. И это куда более весомое заявление, чем, опять же, может показаться.
Оружейный вопрос, идущий в качестве приложения к остальным торговым сделкам, является элементом межкланового взаимодействия. И разворот лицом к Пекину здесь означает поворот противоположной стороной к Вашингтону. Справедливости ради, этот дрейф ваххабитов и Компартии друг к другу происходит уже давно. Но только сейчас заявления такого рода были высказаны открыто.
Впрочем, сделано это было вполголоса — саудовцы всё же решили пока не накалять. Хотя Вашингтон и так давно подозревает Саудовскую Аравию во всех смертных грехах сотрудничества с Китаем, вплоть до тайного создания ядерного оружия.
Таким образом, уже в ближайшем будущем в регионе может возникнуть новая коллективная сила, находящаяся под сильным влиянием Китая, — некий «восточный блок», по факту противостоящий влиянию Запада, лидерство в котором будет делиться Тегераном и Анкарой.
Тем не менее, для того, чтобы это произошло, должно случиться сразу несколько событий, вполне, надо сказать, вероятных.
Прежде всего, то или иное примирение Индии и КНР, уход от военной повестки на границе и, по возможности, то или иное выравнивание отношений с Пакистаном. А это приведёт к беспрецедентному росту экономической мощи всех указанных сторон.
Во-вторых, если произойдёт то или иное снятие противоречий внутри исламского сообщества (например, хотя бы относительное примирение Ирана и Саудовской Аравии или Ирана и Турции, к чему всё, в общем-то, идёт).
Ближний Восток всё более готов к подобным шагам. Как минимум потому, что он объективно нуждается в выстраивании единой системы правил в своём регионе. И вот именно в это сейчас вписывается Россия. Что ж, можно лишь надеяться, что всё у нас получится. В наступающих временах выживать в любом случае будет проще вместе.
Читайте по теме: «Газпром» заявил о форс-мажоре: Европу ждёт энергетический коллапс?
Павел Кухмиров