Тайвань: почему Китай не делает резких движений
На Тайване начались учения, имитирующие вторжение армии Китая. Как сообщает «Интерфакс», командование задействует в учениях все рода войск — сухопутные, воздушные и морские. Во вторник ожидается, что глава тайваньской администрации Цай Инвэнь взойдёт на борт корабля, с которого будет наблюдать за действиями ещё 20 судов и нескольких истребителей у военно-морской базы в районе Суао на юго-востоке острова. Учения проходят на фоне появившейся информации о подготовке визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань.
Визит г-жи Пелоси является явной провокацией. Она уже пыталась это осуществить некоторое время назад, но тогда в Вашингтоне решили избежать конфронтации, заявив, что она заболела коронавирусом. Тем не менее, возникает вопрос: а почему Китай не просто терпит подобные провокации, но и вовсе давно не решил тайваньский вопрос силой? Тому есть целый ряд причин.
А Китай просчитывает варианты.
Прежде всего, непонятен общий эффект от тотальных санкций, которые будут введены Америкой и её союзниками: насколько они способны подкосить китайское государство как экономически, так и политически. Насколько сработает всё тот же запрет использования доллара для сбережения капиталов. А ещё насколько будет губительным долгосрочный эффект санкций для американской экономики (повышение цен на топливо и базовые товары). И насколько всё это скажется на мировом политическом положении доллара.
Китай внимательно следит за ситуацией вокруг России и видит, что многие страны, включая западные, после введения санкций диверсифицировали свои национальные активы в финансовых институтах за рубежом, дабы не оказаться в похожей ситуации самим.
С другой стороны, попытка изоляции Китая во время пандемии коронавируса ранее уже повлекла перестройку глобальной производственной логистики, заставив многих контрагентов выводить себя из-под зависимости Китая. Для Пекина это был негативный звонок, но здесь очевидно и другое: в похожей ситуации это может сработать и против США, приведя к финалу доминирование доллара в качестве глобального финансового средства.
Далее, Китаю затруднительно действовать прямо сейчас, так как вероятно повторение чего-то наподобие 11 сентября. То есть огромной провокации, но уже против него. И здесь может иметь место как «случайный» серьёзный теракт, так и организованная ядерная провокация против России, которую увяжут с Китаем.
Такого тоже исключать нельзя: «маленький победоносный» ядерный теракт вполне способен не только сломать все расчёты Пекина на смуту в обществе США в момент его операции на Тайване, но и вернуть доверие к г-ну Байдену, восстановить его падший рейтинг и так далее. Кто знает, на что сейчас способны пойти обезумевшие вашингтонские леваки?
Ну и инерция. Много лет Китай шёл курсом Дэн Сяопина, сводившегося к тому, чтобы «сидеть тихо и копить силы». За это время выросли поколения китайских дипломатов и политиков, для которых «сидеть тихо» является самоценностью. И американцы об этом знают: они уверены, что под угрозой серьёзного конфликта Китай всегда уступит.
И Китай знает, что они знают. Вот только председатель Си прямо сейчас взял курс на слом этой парадигмы. Что у него получится — посмотрим.
Читайте по теме: О консолидации Запада: ответ не России, а всему миру
Павел Кухмиров