Какое место на угольном рынке мира останется для России?
В августе этого года вступил в силу запрет на ввоз угля из России в страны Запада. Эта мера предусмотрена пятым пакетом санкций против нашей страны. Однако Минэнерго заявляет о том, что РФ не только останется лидером на мировом угольном рынке, но и увеличит долю своего присутствия с 18% до 25% к 2050 году.
ForPost попросил экспертов оценить эти амбициозные планы.
Последствия санкций
Санкции, как известно, оружие обоюдоострое. Иными словами, невозможно ввести ограничения на устоявшиеся экономические отношения и не почувствовать это на самом себе.
В Польше 29 августа огромная очередь из автомобилей выстроилась к одной из местных шахт. Люди надеялись купить уголь — отопительный сезон не за горами, а этого топлива мало того, что не хватает, так ещё и цена выросла втрое.
«Я помню времена коммунизма, но мне и в голову не приходило, что мы можем вернуться к чему-то ещё худшему», — вот такие оценки звучат из уст поляков, стоящих часами в очереди.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев в разговоре с ForPost охарактеризовал ситуацию как «сами себя подставили».
«В Западной Европе, а особенно в Польше, до сих пор есть огромное число домов, отапливаемых котельными, которые работают на угле», — объяснил он ажиотаж.
Впрочем, последствия угольных санкций ощущаются и в России. Например, Комитет Госдумы по энергетике предложил закупать уголь для государственных и муниципальных нужд на бирже.
«Механизм биржевых закупок не позволит нашим производителям угля в условиях ограниченного экспорта поднимать цены внутри страны», — пояснил экономист Беляев.
Впрочем, эта мера вряд ли понадобится, потому что в августе наша страна смогла перенаправить весь объём угля, который ранее покупала Европа, в Индию и Китай, а также другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
И даже несмотря на то, что мы продаём азиатам уголь с дисконтом, выросшие мировые цены компенсируют эту скидку. К слову, речь идёт не только о последнем месяце лета, когда начало действовать угольное эмбарго, — с конца мая по середину июня только одна Индия увеличила закупки российского угля в шесть раз.
Читайте по теме: Энергетическая гордость Британии оказалась большой ошибкой
Экономика решает
В том, что российский уголь найдёт рынки сбыта, не сомневается старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров. По его словам, экономическая целесообразность в любом случае будет доминировать над политикой.
«Россия обладает огромными запасами угля, и, что очень важно, они находятся достаточно близко к потребителю», — отметил он в разговоре с ForPost.
По мнению политолога, уже сейчас очевидно, что многие западные страны, испытав на себе нехватку российских энергоресурсов, начинают менять точку зрения на экономическую изоляцию нашей страны.
«Стало понятно, что изолировать Россию нельзя, а поэтому мы и сейчас, и в будущем можем опираться на потребителей, которым нужен наш уголь», — добавил Шадров.
По словам экономиста Беляева, сейчас Запад замещает наш уголь сырьём из Австралии, ЮАР и Индонезии. Как минимум, это сильно бьёт по карману европейцев, потому что транспортные расходы на доставку из этих отдалённых от Европы стран существенно выше, чем из России. Но дело не только в этом.
Читайте по теме: Во сколько обходится россиянам падение цены на нефть всего на один доллар
Несомненный плюс
Традиционно мы воспринимаем уголь в качестве топлива — и это одно из главных его свойств. Однако оно не единственное.
Экономист Михаил Беляев напомнил, что уголь используется также в углехимии — из него, например, добывают такие редкие металлы, как ванадий, германий, галлий, молибден, цинк, свинец. Помимо этого, уголь используется в производстве стройматериалов, керамики, огнеупорного сырья, глинозёма, абразивов.
Известно, что из угля можно получить порядка 400 различных продуктов, которые по стоимости будут существенно выше сырья, из которого они изготовлены.
Кроме того, по словам Беляева, коксующийся уголь используется в металлургии, которая без него вообще работать не может.
Иными словами, мир вряд ли в обозримом будущем сможет отказаться от угля.
«Оказалось, что уголь, ввозимый в Европу на замену российскому, может восполнить дефицит лишь в какой-то мере физически, но по качеству он хуже российского. Этот уголь менее калорийный, у него больше зольность. И это тоже целая проблема для Европы. А для нас это значит, что российский уголь обладает высокой конкурентоспособностью. Всё это даёт нам основания для того, чтобы, не снижая объёмы добычи сейчас, рассчитывать на мировое лидерство в будущем», — отметил Беляев.
По его оценкам, даже в среднесрочной перспективе Россия останется в числе ведущих мировых производителей угля, не говоря уже о достижении амбициозных планов по завоеванию четверти мирового угольного рынка к 2050 году.
Читайте по теме: Российский прорыв на газовый рынок отменяется?
Андрей Мединский