Какие проблемы с водой не решит Северо-Крымский канал
В Крыму возобновили водоснабжение по каналу из Днепра. Специалисты уже не раз говорили, сколько новых возможностей это открывает для полуострова. Но это не значит, что одним лишь наличием воды можно решить ряд системных проблем, которые обнажились в предыдущие засушливые годы. Какие трудности вода из канала оставит в прошлом, а какие станут ещё более актуальными, разобрался ForPost.
Помощь в безводное время
Северо-Крымский канал может стать существенным источником водоснабжения в засушливые годы. В обычные годы канал должен работать на сельское хозяйство: так и было раньше. В маловодные — выступать резервом для водоснабжения Крыма и Севастополя.
«В советское время, скажем, поступало по каналу из Днепра порядка 1,3 млрд кубометров воды в год. Из них на коммунальные нужды шло всего около 200-300 млн кубометров», — рассказал директор научно-производственной фирмы «Водные технологии» Анатолий Копачевский.
Засушливые годы на полуострове повторяются и будут повторяться регулярно. Вода из канала поможет справиться с ними, как это уже бывало в прошлом.
«Можно вспомнить засушливый 1994-й год. Тогда вода из канала шла в Межгорное водохранилище, что в какой-то степени спасло Симферополь и Севастополь», — напомнил Анатолий Копачевский.
Читайте по теме: В Крыму чередуются дефицит воды и её переизбыток — как решить проблему
Сейчас, после возобновления работы канала, вода пока что идёт только на сельское хозяйство.
«Роспотребнадзор должен дать заключение, что вода пригодна для подачи в краны крымчан. Тогда она снова сможет поставляться в то же Межгорное водохранилище», — пояснил специалист.
Пока что питьевой воды на полуострове в избытке. Только в Симферопольском водохранилище накоплено около 180 миллионов кубометров воды, это на 60 миллионов больше, чем осенью прошлого года.
В годы без Северо-Крымского канала бурно обсуждались экономящие воду технологии — от капельного полива до снижения потерь в городских сетях. Такие потери в некоторых населённых пунктах полуострова доходили до 70%. То есть при дефиците воды большая её часть просто утекала сквозь изношенные трубы. Теперь проблему нехватки воды могут решить экстенсивно — то есть увеличив количество воды. Что, конечно, вовсе не значит, что можно не заниматься модернизацией городских сетей.
О сточных водах
Есть и «другая сторона медали» — сточные воды. Вопрос их очистки актуален для любого региона. И Крым, в котором очищенные сточные воды в основном сбрасываются в море, здесь заметно отстаёт от передовых стран.
Действующие очистные в Малореченском. В пик сезона на них приходится в 6 раз больше стоков.
Решение очевидно: с одной стороны, нужно строить новые современные очистные. С другой стороны, подходить к решению проблемы комплексно, учитывая взаимосвязь с другими трудными вопросами.
«Возникает вопрос, куда девать отходы от такой очистки. Полигонов для отходов нет. А строить их попросту негде. И никто особо не хочет жить рядом с такими полигонами», — отметил Анатолий Копачевский.
Читайте по теме: С комфортом, но без бережливости: как в Крыму строят очистные
Пример решения такой проблемы уже есть в странах Европы.
«Там задействуют науку, решая, как эти отходы использовать с пользой. Например, на подлежащих очистке водах выращивают микроводоросли. А из них делают биотопливо и добывают метан», — рассказал директор «Водных технологий».
Технологическое отставание крымских очистных систем от передовых научных разработок, по словам эксперта, можно оценить в четыре десятка лет. Его предстоит преодолеть. В том числе и для этого в России сейчас выстроена система научных грантов. Она имеет свои плюсы, но ей не хватает объёмности и разностороннего подхода к проблеме, считает Анатолий Копачевский.
«Сейчас мы просто даём деньги на решение отдельных разрозненных вопросов», — заключил он.
А между тем ликвидировать эти пробелы можно комплексно, в том числе используя опыт не только зарубежных стран, но и наработки советских учёных. Но для этого нужно решить ещё одну проблему — восполнить дефицит профессиональных кадров и научных сотрудников в отрасли.
Андрей Петров
Фото: Пелагея Попова|ForPost