О новой экономической реальности
Санкции ЕС в отношении трёх граждан Ирана и предприятия — производителя дронов вступили в силу.
С учётом того, как долго Иран живёт в условиях санкций и насколько его суверенная экономика к ним привыкла, это даже звучит смешно. Тот же путь предстоит пройти и РФ. Вопрос: а как уже сейчас складывается новая реальность нашей суверенной экономики?
Как ни парадоксально, но основными катализаторами развития для неё станут частичная мобилизация и продолжающаяся санкционная война. Впрочем, здесь существуют риски экономического и даже криминогенного свойства.
Ситуация в российской экономике подвергается динамичной трансформации. Бизнес подстраивается. В этом ему препятствуют неурегулированность ряда правовых вопросов, коррупция и внешнее административное (а нередко и откровенно силовое) воздействие.
В то же время внутри страны на фоне трансформационных процессов обострилась проблема рейдерских захватов, уже порядком подзабытая. Подобного рода «недружественные поглощения» осуществляются через механизмы последовательного банкротства, к которому компании подводят при помощи работы изнутри (искусственно создавая у них технические задолженности). Этому способствует отсутствие необходимого уровня финансово-правовой квалификации, всё ещё имеющееся в отечественной бизнес-среде.
Несомненно, безопасность реального сектора экономики напрямую зависит от профилактики рейдерских захватов. Без этого бессмысленны и стимулирование новых технологий производства, и разработка методик импортозамещения, и любые другие средства выстраивания суверенной экономики России.
Частичная мобилизация начала заметную корректировку российской деловой среды. Государство стало устранять имевшиеся нестыковки в действующих регулирующих нормах. Впрочем, практика часто идёт впереди регламентации. Она всё отчётливее выводит в приоритет вопросы общественной информированности. При этом работодатели не всегда понимают, как в условиях мобилизации должным образом оформлять трудовые отношения с мобилизованными гражданами. Да и как быть самим, если они ИП и их мобилизуют.
Нынешние нормы запрещают занятие предпринимательством для военнослужащих. Следовательно, ИП встают перед перспективой потери бизнеса в случае призыва. Сейчас эти нормы планируют смягчить для тех, кто занимался такой деятельностью до мобилизации.
Поддержка мобилизованных будет только развиваться. Уже сейчас работодатель обязан сохранить за ними рабочие места и социальные гарантии. И это только начало. Что тоже будет сказываться на суверенной экономической реальности.
По сути, перед нашей страной стоят беспрецедентные вызовы. И это ультимативно требует новых беспрецедентных решений, в том числе и в экономике. Например, освобождения от налогообложения организаций и предприятий, оказывающих гуманитарную помощь ДНР и ЛНР, ВС РФ и добровольцам. Что также напрямую скажется на экономической реальности России.
Можно констатировать, что к радикальным вызовам российская экономика готова уже сейчас. Но это пока на предварительном уровне. Для того чтобы готовность стала окончательной, необходима такая перекалибровка системы, при которой не только бизнес (малый, средний и крупный в равной мере) соблюдает правила новой реальности, но и государство создаёт этому бизнесу среду для выживания в этой реальности. Шаги к этому определённо уже делаются.
Читайте по теме: Как экспортные ограничения Белоруссии отразятся на РФ
Павел Кухмиров