Омертвление капитала и другие вызовы экономической войны против России
Международный санкционный накат на Россию не стихает.
Для того чтобы современная система рыночной экономики успешно действовала, необходимо, чтобы её составляющие работали как часы. Речь об основных рынках: трудовом, товарном и рынке капитала. И с ними в РФ сейчас всё непросто.
Что происходит под воздействием международных санкций?
Трудовой рынок претерпевает ощутимые ограничения. Сперва он столкнулся с оттоком специалистов, уехавших из страны. Потом начала сказываться частичная мобилизация. В принципе, дефицит квалифицированных специалистов наблюдался и до этого во всех отраслях. Сейчас же вопрос заострился.
В стране продолжает фиксироваться низкий уровень безработицы, тем не менее, «полная занятость» в России скорее гипотетическая. Такое явление связано в первую очередь с низким уровнем производительности труда, что в свою очередь является следствием недостаточного уровня модернизации производства. Это и становится причиной иллюзорно высокой занятости на многих предприятиях. Не внедрены современные технологии.
Реальный же уровень доходов населения продолжает снижаться. По данным Росстата, за первые три квартала 2022 года он упал на 1,7%. При том, что за предыдущие шесть лет он уже снизился почти на 6%.
Товарный рынок (рынок сбыта) переживает не лучшие времена, причём касается это как внешнего уровня, так и внутреннего. Розничная торговля за первые три квартала 2022 года снизилась почти 6%, а в четвёртом — почти на 10%.
На внешнем рынке наблюдается высокий уровень профицита по текущим операциям. В третьем квартале это более $50 млрд. Но связано это главным образом с падением объёма импорта. Экспорт же вырос в стоимостном объёме, но сократился в физическом.
На рынке капитала рост уровня кредитной задолженности нефинансового сектора начал отставать от общего уровня инфляции (11,5% и 12,5% соответственно). Это не очень хороший признак, означающий снижение уровня деловой активности. Сокращается уровень задолженности по долговым и иным ценным бумагам (до 2,0%).
Можно констатировать, что возможности инвестиционного роста на рынке капитала сейчас ограничены. Несмотря на «бодрые цифры» отчётов по инвестиционному росту в основной капитал за первые три квартала 2022 года на почти 6%, надо понимать, что достигнуто это за счёт роста объёма инвестиций в недвижимость. То есть имеем фактическое омертвление капитала.
Инвестиции же в средства производства (технологии, транспортные средства и т. д.) за этот период, наоборот, сократились в реальном выражении с 38% до 33% от общего массива.
Таким образом, общая ситуация скорее негативна, и если работу рынков не нормализовать, то вряд ли можно будет ожидать даже экономического восстановления, не говоря уже о росте.
В нынешнем положении активная государственная экономическая политика критически востребована. Самостоятельно экономика с этим не справится.
Необходима серьёзная консолидация власти на институциональном уровне перед лицом международного санкционного воздействия: от ЦБ РФ до Министерства обороны.
И трудно сказать, какое из ведомств сейчас будет экономически важнее. Какие бы меры ни принимал экономический блок правительства — всё это вряд ли будет иметь значение, если будут отсутствовать эффективные меры на театре боевых действий.
Такова реальность войны. В том числе и экономическая её реальность.
Читайте по теме: Почему не надо бояться перевода экономики на «военные рельсы» в условиях санкций
Павел Кухмиров