Как защитить дельфинов у берегов Крыма от судьбы тюленя-монаха
Каждый год 19 февраля в мире отмечают день защиты морских млекопитающих. В Чёрном море у берегов Крыма встречаются три вида дельфинов. Почему они считаются уникальными и какие угрозы может повлечь за собой полное исчезновение редких видов, разбирался ForPost.
Жертвы промысла
Примеры исчезновения ранее обитавших в Чёрном море видов есть. Один из известных — тюлень-монах.
«На сегодня он считается практически исчезнувшим в Чёрном море», — напомнил ForPost научный сотрудник Карадагской научной станции Александр Агафонов.
А ведь ещё в конце XIX века эти тюлени в Крыму служили объектом промысла…
Численность черноморских дельфинов с тех пор тоже кардинально сократилась, в том числе из-за охоты на них, напомнил учёный. Добывали дельфинов в Чёрном море вплоть до 1966 года, а некоторые причерноморские государства — Турция, например, — прекратили промысел ещё позже, в 1983 году.
Охотились с ружьями и сетями. В дельфина стреляли крупной дробью, затем до того, как умиравшее животное тонуло, затаскивали на борт катера. Часть животных доставать не успевали, и их тела просто уходили на дно. Также млекопитающих загоняли в расставленные сети, где затем убивали.
«Основой промысла была белобочка. Афалин попросту заметно меньше. Кроме того, им чаще удавалось успешно ускользать от ловушек и сетей», — пояснил Александр Агафонов.
Афалины любят держаться у берега.
Для понимания масштабов: в 1938 году только в СССР добыли 147,7 тысячи дельфинов. Эта цифра может быть больше, чем численность особей, сохранившихся в Чёрном море сегодня.
Как считают черноморских дельфинов
Сегодня, несмотря на современные научные методы, подсчитать точную численность популяции дельфинов в Чёрном море сложно. Легче всего с афалинами: среди них можно провести практически «перепись» по личным «именам». У каждого дельфина есть уникальный звуковой сигнал, свист, который учёные называют «автографом».
«По Крыму мы насчитали около 700 таких автографов. В целом, в водах у Крыма обитает около тысячи афалин», — сообщил Александр Агафонов.
В целом численность афалин во всём Чёрном море учёные оценивают примерно в 8-10 тысяч особей. Принцип подсчёта прост: побережье Крыма — приблизительно одна восьмая от всей береговой линии Чёрного моря. Афалины — «домоседы»: держатся у берега и предпочитают определённую локацию. Стай, постоянно обитающих в открытом море вдали от берега, нет. Таким образом, уже подсчитанную тысячу умножают на восемь и получают примерную численность.
Читайте по теме: Откуда в крымских дельфинариях берутся «вечно молодые» дельфины
Приблизительно столько же, а может и меньше, азовок. Их точную численность подсчитать ещё сложнее. Больше же всего белобочек. Их численность может достигать десятков тысяч, возможно приближаясь к ста тысячам особей.
Белобочку можно узнать по белой полосе на боку.
Что грозит дельфинам сегодня
К счастью, полностью истребить черноморских дельфинов не успели. Сейчас ни одно государство их не добывает. Впрочем, популяция уникальных морских млекопитающих от этого прирастать не начала. Восстановлению численности дельфинов не способствует бедная кормовая база: рыболовецкие траулеры на промысле «выгребают» столько рыбы, что дельфинам, если их станет на порядок больше, практически нечем будет питаться.
«Сокращение кормовой базы — одна из основных проблем и причин сокращения численности. Вторая причина — эпизоотии, аналог эпидемий у людей», — перечислил Александр Агафонов.
Чем хуже экология, чем более загрязнена вода, тем слабей иммунитет дельфинов и тем более подвержены они болезням, в том числе смертельным.
Другой смертельной ловушкой для редких млекопитающих остаются сети. Особенно жаберные, которые ставят в первую очередь на камбалу.
«Они отчасти запрещены, но по факту используются браконьерами. Дельфины не всегда могут их вовремя заметить, эхолокация тонкую леску просто не показывает», — пояснил учёный.
Дельфины часто становятся случайными жертвами рыбаков или браконьеров.
Могут попадать дельфины и в сети траулеров. Дальше всё зависит от того, как скоро их заметят рыбаки. Иногда животных вовремя освобождают, но нередко они задыхаются под водой.
Афалины изучают человека
Продолжается и запрещённый законом браконьерский отлов афалин для дельфинариев, для их коммерческой эксплуатации.
«Сейчас ужесточили требования по содержанию дельфинов. Возможно, в том числе и с этим связана нашумевшая история с выпуском дельфинов в Севастополе», — предположил Александр Агафонов.
Читайте по теме: Ужесточение требований содержания сказалось на крымских зоопарках
Он добавил, что, если говорить о подобных случаях выпуска дельфинов «на волю», надо как минимум обязательно проверить, способны ли дельфины самостоятельно поймать живую рыбу. В дельфинарии их кормят замороженной. Также стоило бы записать их сигнал-автограф, чтоб потом отслеживать. Говоря конкретно о севастопольском случае, учёный достаточно высоко оценивает шансы, что дельфины смогли приспособиться и выжить.
Но подобных моментов можно было избежать, если бы в России поддержали запрет на деятельность коммерческих дельфинариев. В ряде стран такое решение уже было принято и принесло свои плоды.
«Если говорить об идеальной ситуации, можно оставить научные дельфинарии. Поскольку изучать дельфинов надо, как учёный я это понимаю. Но с полувольным содержанием, когда дельфины уходят в море и потом возвращаются. Такие примеры в мире есть. И главное — дельфины действительно сами возвращаются», — подытожил Александр Агафонов.
Причина возвращения не только в пропитании, которое гарантированно получает животное, возвращаясь на «стоянку». По словам учёного, афалина тоже испытывает интерес к человеку. И тоже не против его при случае «поизучать».
Однако проект подобного дельфинария с полувольным содержанием животных потребует значительных финансовых вложений. А интерес к дельфинам, к сожалению, часто вызван только лишь желанием на них заработать.
Андрей Брегов
Фото: Александр Агафонов, пресс–служба Погрануправления ФСБ по Республике Крым