Ломая традиции: как в Крыму привлекают взрослых на кукольные спектакли
В эти выходные Крымский академический театр кукол представит новый спектакль для взрослых по мотивам произведений Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чем живут современные кукольники и как их спектакли могут удивить взрослую аудиторию, узнал ForPost, посетив предпоказ.
В плену стереотипов
У многих в голове живёт стереотип: театр кукол — это для малышей. Хотя традиции подобных постановок именно для взрослых зрителей уходят корнями в глубь веков. Об этом напомнила режиссёр Московского театра кукол, поставившая «Вечера на хуторе…» в Симферополе, Наталья Пахомова.
«Театр кукол для взрослых сегодня — это нормальная история. Хотя был период, когда театр кукол позиционировался исключительно как искусство для детей. В некоторых регионах до сих пор существует некая градация: зрители младше шести лет ходят в театр кукол, с 6 до 16 лет — в ТЮЗ, а потом — в драму», — пояснила собеседница ForPost.
Читайте по теме: Бэби-театр и секреты Каляки-Маляки: чему можно научиться в «Сказочном королевстве»
При этом бывает, что кукольный театр вполне «дорос» до взрослого репертуара, но не может расправить плечи, потому что сталкивается с конкуренцией в виде, к примеру, музыкального театра драмы.
Сцена из спектакля «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В Крыму, по наблюдению московского режиссёра, таких проблем нет.
«В Симферополе большая удача для театра кукол, что у взрослых зрителей есть интерес к этому виду искусства. Это очень важно. Поскольку любой вечерний спектакль — это повод для актёрского роста, а если этого не происходит, то происходит профессиональное выгорание», — отметила режиссёр.
Куклы-подушки
Побывав на кукольном спектакле один раз, взрослый зритель приходит вновь и вновь, ведь художественные возможности таких постановок гораздо шире.
«Магия куклы заключается в том, что любой предмет на сцене может играть. Кукла — это мощный символ, который позволяет проявлять разные смыслы и подсмыслы, воздействуя тем самым на зрителя. Особенность театра кукол ещё и в том, что восприятие спектакля зависит от личностного бэкграунда зрителя», — поделилась наблюдениями собеседница издания.
Театр кукол в России сейчас на подъёме, в эту сферу приходит всё больше новых талантов. При этом постановщики берут в работу самый разный материал: от классики до современной прозы. По опыту Натальи Пахомовой, особую популярность сейчас набирают байопики (спектакли-биографии). Этот киножанр, оказалось, можно интересно представить куклами.
В «Вечерах на хуторе…» играют люди и куклы.
Визуальная составляющая театра кукол также не стоит на месте. Художники-постановщики находятся в постоянном поиске новых выразительных средств. Так, например, Антон Болкунов в спектакле «Паша» (Алтайский театр кукол «Сказка») решает своих персонажей в стиле подушек-антистресс.
«И этот творческий поиск при всей необычности и непривычности визуального воплощения стал абсолютным попаданием в литературный материал. Потому как, по-моему мнению, именно в литературной основе драматургии заложено очень многое для режиссёра и художника, в том числе и система театральной куклы. Если подходящая система есть — хорошо. Если нет — её надо изобрести», — отметила Пахомова.
Разговор о смысле
Спектакль «Вечера на хуторе…» от замысла к воплощению прошёл путь длиною почти в год. В основу спектакля легли повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота», а также отрывки из писем и дневников Николая Гоголя.
«Основная тема, о которой мы бы хотели поговорить, — этот баланс между тёмным и светлым началом в человеке, о метаниях человеческой души, о поиске самого себя, и ещё раз о душе», — пояснила режиссёр и автор инсценировки.
Тема добра и зла — в центре спектакля.
Спектакль адресован подростковому зрителю, для которого язык Гоголя может быть сложен к аудиальному восприятию, обратила внимание завлит Крымского академического театра кукол Галина Телегина.
«Основной задачей постановочной группы было задать тот первичный импульс, благодаря которому подросткам захотелось бы погрузиться в мир произведений великого классика», — добавила собеседница ForPost.
Поэтому диалоги персонажей выстроены в режиме недосказанности: герои сводят массив текста практически до междометий, из которых и так понятно, о чём идёт речь. Этого вполне достаточно для сохранения сюжетной линии, уточнила Телегина. При этом философские размышления писателя звучат со сцены в неизменном виде.
Читайте по теме: В Крыму призрак матроса Кошки и «махновцы» из XXI века будут возрождать детское кино
В спектакле занято семь актёров.
Если говорить о технических сложностях при постановке спектакля, с которыми столкнулась труппа, то это сценическая статика: четверо из семи артистов в течение часа сидят на стульях.
«Сидение на стульях — это достаточно пассивное состояние для человека. Но при такой мизансценической графике градус актёрского существования должен нарастать в течение спектакля», — объяснила Наталья Пахомова.
Симферопольские актеры справились с задачей на отлично, хотя репетиции длились всего две недели.
Пелагея Попова
Фото автора