Крым в дореволюционных фото: цветное чудо Петра Веденисова
Многие творческие люди стремились запечатлеть красоту Крыма в том или ином виде. О полуострове писали живописные картины и упоительные стихи. А в начале XX века Крым появился на первых цветных фотоснимках. Ко всемирному дню фотографии ForPost побеседовал с журналистом, краеведом, историческим блогером Ларисой Лысовой и узнал о первопроходце крымской цветной фотографии — Петре Веденисове.
Творческий купец
По словам Ларисы Лысовой, несмотря на распространённое представление о том, что Пётр Веденисов был состоятельным дворянином, по рождению он был человеком небогатым. В 1888 году он окончил консерваторию, и в качестве профессионального пианиста приехал в Ялту.
«Купец второй гильдии без предъявления средств. То есть, он не вёл коммерческую деятельность, а просто числился купцом. Вместо этого Веденисов занимался творческой и общественной деятельностью, давал концерты со Спендиаровым, читал лекции по истории Крыма, выступал в городском саду», — рассказала краевед.
Будущая жена фотографа, Вера Николаевна Базилева, была из совершенно другого мира. Она происходила из богатой и знатной семьи. Брак был неравным, зато по любви. И Петра Ивановича действительно было легко полюбить: фотограф был тонким, интеллигентным, талантливым человеком.
Фотограф с женой наслаждаются погодой на Южном побережье.
Дом — полная чаша
Дом на улице Аутской 32 (ныне Кирова) в Ялте, где молодое семейство проживало вместе с тёщей, представлял собой настоящий сборник искусств. Здесь Пётр Веденисов не только сделал огромное количество снимков своей семьи и близких друзей, но также устраивал художественные, музыкальные и литературные вечера.
«Вообще, на рубеже веков в интеллигентных домах Ялты было модно устраивать такие вечера. Но у Петра Ивановича был настоящий дом искусств, — объясняет Лариса Лысова. — Например, Веденисов вставлял в волшебный фонарь (проектор — Прим.) стеклянные пластины со сделанными им фотографиями, а сам садился играть какую-нибудь соответствующую изображениям музыку. Порой читали стихи, музицировали на домре и других струнных инструментах».
Фотограф демонстрировал гостям сюжетные портреты — этот жанр как раз вошёл в моду, и Пётр Веденисов ловко осваивал его, снимая близких.
Маленькая Вера Козакова в этническом костюме.
Среди пластин Веденисова нашлось место и для живописных видов Южного Берега Крыма. Фотографу удалось показать не только летнюю красоту этих мест. Множество снимков хранят изображения заросших сосульками городских зданий и дач,бурно цветущей весенней Ялты.
В основе фотографии тогда лежала запатентованная в 1903 году братьями Люмьер технология цветной фотографии «автохром». Она представляла собой сложные стеклянные пластинки с трёхслойным фильтром из прозрачного раствора крахмала и фоточувствительной эмульсии. Именно эту технологию, в том числе и за её преимущество над другими в скорости съёмки, выбрал для себя Пётр Веденисов.
Крымский рынок.
Не только любоваться
По словам Ларисы Лысовой, автохромы Петра Веденисова несут в себе не только эстетическую, но и историческую ценность.
«Изображения ценны как минимум для историков моды, ведь Веденисову удалось снять огромное разнообразие женских и детских костюмов. Кроме того, на его пластинах запечатлена история семейных отношений того времени», — объяснила краевед.
Но к такому результату фотографу удалось прийти не сразу. Как заметила Лариса Лысова, Пётр Иванович был человеком разносторонним и упорным. Поэтому когда его увлекла фотография, он стал выписывать из Парижа научные журналы, освоил чёрно-белые иллюстрации, много экспериментировал, и, наконец, пришёл к фотографии цветной.
К каждому кадру фотограф подходил из каких-то душевных потребностей. Съёмки происходили не каждый день, и шли скорее от души, чем от профессии, а потому, уверена Лариса Лысова, должны представлять для общества особую ценность.
Заслуживает быть узнаваемым
Петра Веденисова часто сравнивают с другим мастером цветной фотографии той же эпохи, Сергеем Прокудиным-Горским. Некоторые даже приписывают Прокудину-Горскому наставничество над Веденисовым и говорят о прямом заимствовании крымским фотографом уже созданной техники съёмки.
Штиль на Чёрном море в Ялте.
«Я не думаю, что Пётр Иванович что-то копировал у Прокудина-Горского. Просто о нём вспоминают гораздо реже, — объяснила свою точку зрения краевед.— Потому что Прокудин-Горский проехал всю Россию и снимал очень много. А у Веденисова спектр съёмок был ограничен имением жены и видами природы ЮБК. Безусловно, он сделал меньше снимков, но они замечательные и заслуживают, чтобы их популяризировали».
Не забыт, но малоизвестен
Однако судьба распорядилась иначе. По словам Ларисы Лысовой, у Петра Ивановича и Веры Николаевны Веденисовых не было своих детей. Поэтому после смерти фотографа множество его цветных негативов по наследству перешло во владение родственникам Веры Николаевны по линии её братьев.
Долгие годы снимки хранились в однокомнатной квартире в Москве, в чемодане.
«Когда последняя хранительница автохромов почувствовала себя плохо, она стала искать, куда можно было бы передать снимки. Кто-то из друзей надоумил её отдать пластины в Московский музей фотографии. Она передала их с тем, чтобы люди получили к ним широкий доступ. Но сейчас доступ к ним, к сожалению, весьма и весьма затруднён», — поделилась краевед.
Утреннее чайное застолье в доме Веденисовых.
Исследовательница объяснила, что хоть музей и популяризирует творчество Петра Веденисова с помощью микрофильмов и интернет-статей, частному исследователю получить доступ к снимкам очень сложно. Насладиться выставкой на месте тоже не получится: по данным, которые представил сам Мультимедиа Арт Музей «Московский дом фотографии», более чем за 10 лет снимки Петра Веденисова экспонировались в музее лишь раз. Ещё трижды они «ездили» на выставки по нескольким городам страны.
К счастью, увидеть творчество Петра Веденисова можно и в Крыму. По словам Ларисы Лысовой, часть автохромов фотографа хранится в Воронцовском дворце в Алупке.
Читайте по теме: «Красивый лишь внешне»: как Крым привлёк, но не удержал Аполлинария Васнецова
Елена Фокина
Фото: cameralabs.org