Российская автоматическая станция «Луна-25» разбилась о поверхность Луны, на которую её отправили для научных исследований.
Перед этим возникла «нештатная ситуация», помешавшая станции выполнить манёвр с заданными параметрами, и связь с аппаратом пропала.
«Вопросами выяснения причин потери «Луны-25» займётся специально формируемая межведомственная комиссия», — сообщила пресс-служба государственной корпорации «Роскосмос» в воскресенье, 20 августа.
В успех космической миссии изначально верили не все и не удивились такому финалу.
«Честно говоря, у меня и многих, кто следит за историей космонавтики, было такое впечатление, что особенно рассчитывать на первый полёт к Луне не стоит. Я не говорю, что первый блин комом, бывает по-разному. Но новое поколение инженеров, новая техника, новое место для посадки на Луне — слишком много нового, и надо было ожидать всякого исхода. К сожалению, получился не лучший исход. Но не будем горевать, надеюсь, инженеров это многому научит, они сделают выводы и затем подкорректируют полёт следующего аппарата», — сказал Владимир Сурдин, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штенберга.
Самая сложная задача
Ценность отправки «Луны-25» в том, что это первый для современной России межпланетный полёт — «мы давно этого не делали», пояснил Владимир Сурдин.
С последнего запуска подобной станции — «Луны-24» в августе 1976 года — прошли десятилетия.
«Сменились инженеры, сменились технологии — всё поменялось, и наконец-то мы встроились в эту, в общем-то, мировую тенденцию исследования Луны», — сказал он.
Отправка «Луны-25» — самая сложная задача, так как все предыдущие полёты к Луне были к экваториальной её части и не требовались дополнительные манёвры, уточнил учёный:
«А сейчас задумали в южное полушарие, в район Южного полюса <отправить>. Значит, надо плоскость орбиты поменять и в ходе полёта давать дополнительные реактивные импульсы, чтобы вышла к Луне со стороны Южного полюса. Это трудно, это настолько сложных манёвров требует, что даже направление запуска ракеты надо выбирать не абы как, а в определённой плоскости».
Читайте по теме: Загадка космоса: в ночном небе появился гигантский вопросительный знак
Что могла дать «Луна-25»
Миссия «Луна-25» была крайне важна для России, так как стране нужно навёрстывать отрыв от других космических держав, вызванный большим перерывом в этой работе, сказал ForPost научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Сергей Назаров:
«Кроме того, у России давно не было пусков не только к Луне, но и к другим планетам. А опыт со временем утрачивается. Луна — хорошая тренировка перед более далёкими и серьёзными миссиями».
Самым главным этапом миссии должны были стать научные исследования на поверхности Луны, считает он.
Они могли дать максимум информации как об условиях на планете, так и о самой автоматической станции, и позволили бы понять, что стоит улучшить в конструктиве в последующих миссиях, на чём сосредоточиться с научной точки зрения, уточнил Назаров.
Изучение нужно для дальнейшего возможного освоения Луны. И важнейший момент для строительства баз там — понимание, из чего состоит вещество близ полюсов планеты, отметил научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории:
«Именно полюсы перспективны с точки зрения освоения Луны, так как там есть места, где почти постоянно светит Солнце и совсем рядом дно глубоких кратеров, где долго сохраняются запасы льда. И лёд, и солнечная энергия — это стратегические ресурсы для лунной базы. Плюс нужно понимать уровень радиации, химический состав пород, их физические свойства и так далее».
Несмотря на то, что крушение «Луны-25» можно было предположить, оно сильно расстроило работников космической отрасли. А один из научных руководителей космических исследований СССР, 89-летний академик Михаил Маров расстроился настолько, что попал в больницу.
«Для меня это, пожалуй, была последняя надежда увидеть возрождение нашей лунной программы... Как я могу не переживать, это в значительной мере дело жизни. Очень это всё тяжело. Но ничего, я надеюсь, что справимся, что у руководства Роскосмоса будет желание, даже осознанная необходимость этот эксперимент повторить», — цитирует Марова РБК.
Маров — один из последних учёных, кто был лично знаком с тремя основоположниками ракетно-ядерного щита СССР — Королёвым, Курчатовым и Келдышем. Он был научным руководителем программы по исследованию Венеры, участвовал в советской лунной и марсианской программах.
Читайте ещё: На Земле нашли уникальный камень, который слетал в космос и вернулся на родину
Индийская станция вместо российской
Российскую программу изучения Луны продолжат при помощи других автоматических станций, сказано на официальном сайте Института космических исследований РАН — одной из головных организаций по проектам межпланетных миссий.
Речь идёт об аппарате «Луна-26», статус которой сейчас — «подготовка к запуску», его намерены отправить в 2027 году. А также о «Луне-27» с аналогичным статусом — её полёт запланирован после 2025 года, но точная дата пока не указана.
Отметим: по федеральной космической программе до 2025 года Россия должна создать необходимый задел полномасштабного исследования Луны после 2025-го и высадить на неё своего космонавта к 2030-му.
Теперь России придётся поумерить свои амбиции, сказал РБК эксперт ракетно-космической отрасли, историк космонавтики Александр Железняков:
«Любая неудача в космосе, она априори сказывается на дальнейших планах либо отдельной страны, либо отдельной программы, но обязательно сказывается. В нашем случае вероятнее всего придётся изменить подход к созданию новых космических станций, потому что за 47 лет, которые прошли с момента запуска предыдущей станции, многое изменилось. И наука ушла вперёд, и техника ушла вперёд, мы, к сожалению, за эти годы несколько растеряли свои компетенции и в межпланетных полётах, и в посадках на другие планеты. Мы вынуждены будем несколько умерить свои амбиции и понять, что нам придётся всему вновь учиться».
По его словам, перед тем, как посылать на Луну дорогостоящее оборудование, надо сначала на более простых аппаратах научиться уверенно садиться на её поверхность.
Теперь в исследованиях спутника Земли, вероятно, поможет Индия. Она ещё 14 июля этого года запустила ракету-носитель с автоматической станцией «Чандраян-3».
Она должна совершить мягкую посадку в районе Южного полюса Луны — то, чего не удалось сделать России, — 23 августа. А также провести различные исследования планеты и спустить на неё луноход, предназначенный для этих же целей, сказано на сайте Индийской организации космических исследований.
Читайте также: Илон Маск испугался одного момента в вопросе внеземной цивилизации
Алексей Лохвицкий