Как Севастопольский театр оперы и балета преодолевает трудности антрепризы
Севастопольский театра оперы и балета откроется не позднее декабря 2025 года — об этом сообщил в интервью «Известиям» народный артист России, заместитель директора ФГБУК «Севастопольский театр оперы и балета» Андрей Уваров.
По словам Уварова, сегодня госзадание театра предполагает проведение восьми мероприятий в год. И при этом нужно обеспечить такое качество, «чтобы не было стыдно за театр, город, Крым».
«Привлекаем сторонних артистов. Спасибо им и руководителям театров. Это в том числе и Большой, и Мариинский, в той или иной степени нас поддерживающие. Трудности есть: логистическая цепочка увеличилась на порядки. Чтобы дать один концерт, тот же самый оперный вечер, артистам приходится тратить в районе пяти дней. Двое суток туда, двое обратно и сутки непосредственно на площадке. В творческом графике востребованного исполнителя их крайне сложно найти, и я очень благодарен ребятам, которые откликаются и нас поддерживают», — рассказал замдиректора театра.
На вопрос, не боятся ли артисты ехать в Севастополь, Уваров ответил следующим образом:
«Есть и такое. Но человек ко всему привыкает. Губернатор Севастополя постоянно информирует о том, что происходит в городе. Строительная площадка кластера находится под охраной. Читая средства массовой информации, мы гораздо больше боимся, нежели есть на самом деле».
Интерес к театру, подчёркивает он, «растёт в геометрической прогрессии»:
«Мы в постоянном контакте с нашей публикой, спрашиваем о впечатлениях, разговариваем. Было бы самонадеянно говорить, что просвещаем, воспитываем вкус, но, наверное, в этой ситуации иначе не скажешь. Повторюсь, наша задача — качество, чтобы не было стыдно за театр, Севастополь, Крым. За то, что мы делаем сейчас, мне не стыдно».
Создать постоянную труппу пока невозможно — театр должен где-то базироваться, а Севастополь и Крым не располагают свободными площадками. Поэтому на данном этапе приходится работать в режиме антрепризы.
Говорить о своём будущем в севастопольском театре Уваров считает преждевременным, подчёркивая: те, кто строит, редко возглавляют построенное.
«Время покажет. Мы, во всяком случае, поставили себе цель — сделать всё возможное, чтобы проект получился качественным и удобным как для артистов, так и для зрителей. Чтобы всё задуманное выполнялось на 100%. Без халтуры. Вот это, так скажем, кредо нашей деятельности», — говорит он.
Сейчас же, занимая должность заместитель директора театра, фактически, по словам самого Уварова, он выполняет обязанности директора. Тогда как Сергей Полунин «артист, танцует, радует публику своим творчеством».
Задали заместителю директора и вопрос о взаимоотношениях с проектировщиком — руководителем бюро Coop Himmelb(l)au и знаменитым архитектором Вольфом Приксом.
«Профессор Прикс несколько раз приезжал в Севастополь на объект, но наше постоянное общение происходит именно с генеральным проектировщиком, компанией „Метрополис”. Целая команда её представителей находится на строительной площадке. Не проходит ни дня, чтобы мы с ними не связывались, не решали множества вопросов. Проект грандиозный и требует максимальной вовлечённости как со стороны пользователя — театра, — так и со стороны проектировщика», — рассказал он.
Участие в строительстве самого Уварова — а он прежде всего артист — помогает предусмотреть разнообразные аспекты механизации сцены и «взаимоотношений между подразделениями».
«Например, какие площадки необходимы для репетиций балета, оперы, оркестра. Где лучше расположить рояли, гримёрные столы, балетные станки, зеркала. Здесь детали имеют значение. Допустим, технологи запланировали дверь между двумя репетиционными залами. На наш взгляд, она лишняя, из одного зала в другой можно попасть через коридор, а дверь нарушит звукоизоляцию. Если в обоих залах одновременно идёт репетиция, какой бы вакуумной дверь ни была, всё равно есть дополнительный источник прохождения звука», — поясняет он.
Площадь театра — 62 500 квадратных метров. Это больше, чем Кремлёвский дворец. Но сам зал, по словам Уварова, в четыре раза меньше.
«Для Севастополя, для Крыма — внушительный объём, — считает он. — Сам по себе театральный блок — сцена, зрительный зал, закулисные помещения, репетиционное пространство — занимает порядка 42 тысяч квадратных метров. Всё остальное — пространство внешнее. Комплекс культурного досуга, который будет использоваться в том числе для проведения разных мероприятий».
Спектакли, уверен артист и заместитель директора, должны идти от четырёх до шести раз в неделю:
«Мы надеемся, что город будет расти. Что к нам придёт не только публика Севастополя и Крыма, но и гости полуострова. Зритель голосует рублём. Ему или интересно, что происходит в этой локации, или же безразлично — так, от скуки зайдёт, чтобы убить часок-другой. Но вот этого крайне не хотелось бы».
Напомним: проект здания театра в Севастополе понравился далеко не всем, однако сам Прикс во время своего визита в Севастополь попытался найти общий язык и с оппонентами. Он уверен: здание не диссонирует с архитектурой центра Севастополя.
СПРАВКА
Андрей Уваров — выпускник Московского академического хореографического училища и Московского хореографического института. С 1989 года — в труппе Большого театра. Премьер балета, исполнитель многих ведущих партий. С 2011 года — педагог-репетитор в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, с 2016 года — управляющий балетом МАМТа, с 2020 года — заместитель директора ФГБУК «Севастопольский театр оперы и балета».
Ольга Смирнова