Российско-британский роман: осколки судеб ленд-лиза

Книга «Любовь по ленд-лизу» о судьбах советских девушек, друживших с нашими союзниками в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Героинь книги объединяет общее – жестокая, неласковая к ним, судьба, жертвенность и способность в самых печальных обстоятельствах не терять силы Духа.
Следующий, 2026 год будет ознаменован 85-летием прихода в северный порт Советского Союза, город Архангельск, первого союзного конвоя «Дервиш». Историческая дата всегда отмечается, несмотря на периоды охлаждения отношений между странами.
Покидая свои дома ради помощи советским союзникам, английские и американские моряки, равно как и наши военные, обрекали себя на смертельный риск. В арктических широтах они терпели безумный холод, вражеские налёты, гибель лучших друзей.
Но в то же время на берегу у моряков развивались тёплые человеческие отношения с жительницами северных городов. И эта история о том, что запрет на любовь невозможен. Две вечных подруги — любовь и разлука — причудливо переплелись и подарили поистине замысловатые сюжеты на фоне Великой войны и политического противоборства держав — членов антигитлеровской коалиции.
Все участники северных конвоев – герои, воевавшие против фашизма. Это была общая для стран-союзниц История и Победа. Поэтому книга «Любовь по ленд-лизу» была тепло встречена англоязычной аудиторией – издание на английском языке, выпущенное крошечным тиражом тут же разлетелось. Как и русскоязычное. Документальная повесть «Любовь по ленд-лизу» - о трагических судьбах советских девушек, друживших с английскими и американскими военными моряками. Позднее их русские подруги сурово поплатились за свою любовь. Они прошли через тюрьмы, лагеря, презрение окружающих. Скорбным потоком почти все девочки за свою невинную любовь, за дружбу с союзниками, отправились в ГУЛАГ. Обо всём этом очень долго не было принято говорить.
Но когда открылись страницы человеческих взаимоотношений того грозного времени, в копилку моего поиска легли трогательные и трагические истории, и, по крайней мере, несколько ниточек разорванных судеб удалось связать.
Журналистское расследование началось с просьбы ветерана войны, английского радиоинженера, Билла Лоуза: он просил меня помочь разыскать его подругу военной поры в Архангельске. Взявшись за кропотливый поиск, я вышла на целый пласт фактов.
В день объявления Гитлером войны Советскому Союзу английский премьер Черчилль заявил: «Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем», и его поддержал американский президент Рузвельт. В сторону наших берегов направились десятки караванов судов по ленд-лизу.
Радист Билл Лоуз прибыл в Архангельск с первым конвоем «Дервиш» в 41 году. Он обеспечивал Британскую миссию радиосвязью, помогал осваивать английские самолеты «Харрикейны», инструктируя советских летчиков. Дружил с прославленным летчиком Героем Советского Союза Борисом Сафоновым. Билл провел в «советской командировке» 23 месяца, выезжая в Москву, Мурманск и на военные аэродромы на Кольском.
С открытием сезонов конвоев северные советские порты буквально наводнили иностранные моряки. Сотни граждан Великобритании и США, сошедшие на экзотический для них берег в портах Советского Союза, не подозревали, что их приезд готовил трагический жизненный поворот многим местным жительницам. Но девушки в институтах и на работе получали комсомольские поручения в виде обязательного посещения Интерклубов, - очагов культуры, открытых специально для организации досуга союзников.
Создавалась более-менее комфортная инфраструктура для иностранных моряков. На снимках, опубликованных в книге, мы видим местный персонал так называемого «английского общежития» и самих англичан на крылечке дома по улице Карла Маркса, 2 в Архангельске. Сразу видно – отношения самые дружеские. А вот уже персонал и гости архангельского и мурманского интерклубов. Директором этого культурного заведения был военный моряк Николай Курт, отправленный на заведование по ранению.
Его дочь Рогнеда Николаевна запомнила много интересных деталей из того периода, проведённого на Севере, и предоставила для книги уникальные снимки – вот она в панамке, подаренной американцами на футбольном матче на стадионе Мурманска.
Жизнь на берегу у моряков была буквально по часам расписана – лекции, фильмы и, конечно, танцы. Объектом внимания девушек были не просто иностранцы, это были наши союзники. Девочки любили Героев, прошедших сквозь ад огненных конвоев с нагруженными военной техникой для Советского Союза караванами судов.
Они, эти девочки, не были легкомысленными вертихвостками. Студентка и библиотекарь, переводчица и актриса, фрезеровщица и бухгалтер — они так же, как все в тяжелое для страны время, трудились и учились. Затаив дыхание, слушали сводки Совинформбюро. Они знали звуки войны.
Но любовь не спрашивает, какое время на дворе.
А что происходило в молотовском учреждении культуры? Обратимся к рассказу очевидца, Лидия Ивановна Черняева – первый библиотекарь города, почетный гражданин Северодвинска вспоминала: «На втором этаже Клуба строителей располагалась контора Интерклуба. Еще в 1938 году туда завезли старинную мебель, зеркала и бархатные портьеры для приема важных персон. Вот и сгодилось ныне. Там заправляла переводчица Вера. А я заходила туда изредка из любопытства, так как уже была замужем».
Она продолжает рассказ: «На первом этаже в зале показывали фильмы. Союзники курили прямо там. У нас так было не принято, и мы удивлялись. Но никто не хамил. После сеанса сдвигали стулья по стенкам и крутили пластинки до наступления комендантского часа. Вальс, фокстрот, танго. Ни буфета, ни ресторана в клубе не было. Мы жили бедно, голодно, одевались плохо, поэтому танцевать ходили неохотно». Но всегда было многолюдно.
Продолжим рассказ воспоминаниями Билла Лоуза, словоохотливого англичанина.
В короткие часы отдыха в Архангельске Билл ходил на танцы. Там и познакомился с Зиночкой Кузнецовой. Билл спросил Зину напрямик, где она работает. Она подняла палец вверх: «ТАМ!». Билл сразу понял, что это - НКВД или нечто в том же роде. Зиночка и на самом деле была машинисткой в прокуратуре и танцевала по комсомольскому поручению, также как и многие архангельские девчонки.
Более близкие контакты официально не приветствовались правительствами таких разных государств, но для романтичных влюбленных политика уже не играла никакой роли. В июле 1943 года накануне расставания влюбленные обменялись кольцами. Билл подарил Зине золотое кольцо-печатку с гравировкой – вензелем их английского рода.
И любовь оказалась сильнее разлуки. Билл жил надеждой на встречу, хотя имел семью и трех дочерей. О юношеском увлечении мужа знала жена Филис, и перед своей смертью она разрешила ему начать поиски Зины.
В первый же приезд с делегацией «Конвойного клуба» он многое рассказал о своей юности. Сразу после публикации в прессе на эту тему откликнулись люди, желающие помочь, а также и другие женщины, которые, как и Зина, дружили в войну с англичанами. Они поведали о своей нелегкой доле: после окончания войны и закрытия Британской миссии в Архангельске начались аресты подозреваемых в измене. Все они получили лагерные сроки по статье 58. Немногим удалось избежать печальной участи, но презрение окружающих пережили все без исключения, поэтому долгие годы они не рассказывали о своих личных историях и переживаниях.
Зину многие узнавали по фотографии. Её помнили. Но никто не знал о её судьбе.
Мои поиски, длившиеся долгих 8 лет, увенчались успехом, и друзья далекой молодости встретились 26 июля 2002 года, через 59 лет разлуки.
Билл сберег и привез с собой колечко, подаренное Зиночкой на память перед расставанием. Он звал Зину в Англию, но она не захотела ехать так далеко из родного города на Северной Двине. Зато сам он по два-три летних месяца проводил в Архангельске, сюда его звала память сердца. Заново изучал русский язык и с удовольствием на нём говорил.
В декабре 2004 года Зинаиды Алексеевны не стало. Вильям Лоуз ушел из жизни накануне 60-летия Великого Дня Победы. Через год после смерти Билла по приглашению его трех дочерей я с дочерью Зины Галиной побывали в Англии на его могиле и почтили память сержанта Лоуза.
Сегодня осколки судеб сложились в единую мозаику. Говорят, любовь укорачивает войну, и, наверняка, это так. А «тайны 20 века» продолжают оказывать влияние на чувства людей и находят сочувственный оклик.
В 2014 году в Санкт-Петербурге торжественно открыли памятник морякам «Полярных конвоев» в честь первого союзного конвоя «Дервиш», прибывшего в Архангельск.
В центре скульптурной композиции группа из трех фигур. Советский, английский и американский моряки стоят на корме боевого корабля — символа единства трех стран-союзниц. Первый и, к сожалению, …пока последний пример в истории.
Любовь по ленд-лизу оказалось очень короткой…
Источники:
«Военная любовь по-английски», 2000 – 1-е изд, 2001 – 2-е изд, доп.
«Любовь по ленд-лизу», 2007, 2016, 2022.
Военный вальс // Альманах «Шолохов-Победа», Москва, 2005;
Лина +Томас=разлука // Аргументы и факты, №39, 2010;
Девчонки и «Либерти» // Совершенно Секретно, №05/252, 2010;
«Роль фотографии в журналистском расследовании». Журнал общественной мысли, литературы и искусства «Гиперборей», Январь, 2002, С.3-4.
Голубцова Ольга Валентиновна,
Журналист, публицист, писатель, автор книги «Любовь по ленд-лизу».
Билли и Зина, 2002
Билл Лоуз, 1941
Зина, 1941