В Смоленске исследуют творчество Бориса Васильева
Смоленский исследователь творчества Бориса Васильева начал изучать личный архив писателя, который хранился в его доме. 21 мая 101-я годовщина со дня рождения автора повестей о Великой Отечественной «А зори здесь тихие…», «Завтра была война», «В списках не значился» и других произведений.
В последние годы жизни Борис Васильев работал на компьютере. Но он не слишком подружился с техникой XXI века и продолжал вести записи в тетрадях. И в доме писателя в Солнечногорске остались его черновики, более 2,5 тысяч писем и другие бумаги.
Спустя 12 лет после смерти Бориса Львовича смоленский литературовед, единственный исследователь его творчества в России Владимир Карнюшин получил возможность разобрать и систематизировать личный архив Бориса Васильева.
Владимир Карнюшин, исследователь наследия Б. Л. Васильева, преподаватель СмолГУ Получилось таких хороших 17 коробок, больших архивных, где-то около 30, чуть больше томов, 17 описей. Мне удалось сохранить для потомков, я думаю, 99,9% из того, что у меня было, что мне было предоставлено.
В этом доме в Солнечногорске Борис Львович вместе с супругой Зорей Альбертовной прожил 30 лет. Здесь же он принимал бесчисленных желающих познакомиться. Особенно желанными всегда были земляки – смоляне. Сюда же приезжал и Владимир Карнюшин, сначала общаться с писателем, а потом заниматься его архивом. Он был уверен, что, как исследователь, знает о Борисе Васильеве всё. Но работа с архивом преподнесла ему множество сюрпризов.
Владимир Карнюшин, исследователь наследия Б. Л. Васильева, преподаватель СмолГУ Борис Львович часто подчеркивал, что он атеист. Я обнаружил в архиве вещь, которая, например, меня поразила. Три амбарных толстых книги, тетрадки, исписанные его рукой, вот досконально, вот начинается с 1 января, что было 1 января связано в народе, что в религии, и цитаты из Библии.
К слову, Борис Васильев был крещен в смоленской Верхне-Георгиевской церкви, ведь их семья жила в одной из квартирок в доме Павловых на Покровке, на пересечении нынешних улиц Фрунзе и Беляева. Здание не уцелело, как и дом на улице Декабристов (теперь Тухачевского), куда Васильевы переехали в 1930 году. Позже его отца перевели в Воронеж, а в Смоленске он оказался в первые месяцы войны, когда к его родному городу уже подступали нацисты и еле вышел из окружения.
Борис Васильев Такую войну я знаю. Это вот та самая лесная война на Смоленщине, была такой, какой я ее написал в «Зорях». Никто нас не поддерживал. Ни артиллерия, ни авиация, ни танки тем паче – никто. Если, не дай Бог, тебя ранили в вену, тебе конец.
В Смоленске не только хранят личные вещи Бориса Васильева, например, его пишущую машинку, на которой рождались страницы повести «А зори здесь тихие», его кресло, плед, книги с автографами, но и память о нем.
И каждый год вот уже в течение 10 лет проводят фестиваль «Дорогами Бориса Васильева», который объединяет сразу несколько конкурсов, но все они посвящены писателю.