Прояснилась судьба смоленского костела
В смоленском костеле начались противоаварийные работы. Реставраторы отмечают плохое состояние кровли, кирпичной кладки. Пока не ясно, когда может завершиться восстановление уникального здания, однако становится понятным, какой будет его судьба.
Здесь, на крыше костела, на высоте более 30 метров сейчас главная работа реставраторов. Листы кровли, по их словам, зачастую улетают, подхваченные порывами ветра. Поэтому на левой башне она уже демонтирована. Рабочие сняли и декоративные шатры. Вот они, внутри храма. По их образцу будут воссозданы новые.
Павел Поляков, представитель компании-подрядчика Уже разошлась пайка. Здесь мы видим отверстия. Все это будет способствовать протеканию кровли.
Оказалось, что не только кровля, но и стропильная система в левой башне костела в аварийном состоянии. Ее разобрали и готовятся возвести временную конструкцию, чтобы остановить разрушение здания. Скоро будет обследоваться и вторая башня. Одновременно с этим рабочие вручную очищают фасад от пыли, плесени и копоти.
Строители готовятся к следующему этапу работ – вычинке кирпича, отмечают поврежденные мелом. Из-за отсутствия карнизов и плохого состояния кровли кирпичная кладка поросла деревьями, во многих местах разрушилась.
Павел Поляков, представитель компании-подрядчика Кирпич обрушается под собственным весом. Швы полностью высыпались. Кладка разбирается без всякого усилия.
Пока реставраторы работают над сохранением здания, музейные сотрудники изучают то, что когда-то находилось внутри костела. Назначение этого чугунного диска, как и смысл надписей, пока не понятны. Но точно известно: до войны он находился на стене смоленского костела, а теперь хранится в фонде музея-заповедника. А с помощью этой высечки в костеле готовили облатки – тонкий пресный хлеб, который используется в богослужении. В другом фонде сохранена коллекция орнатов из костела – это риза без рукавов, которую надевают священник на богослужении. Все они пошиты в XIX столетии, но использованы ткани более старинные.
Ольга Картавенкова, хранитель фонда тканей Смоленского государственного музея-заповедника Один орнат у нас из ткани персидского производства, есть орнат из слуцкого пояса конца XVIII века, также на некоторых мы видим кружево металлическое XVIII века.
Не только предметы из костела, но и само здание будет музеефицировано. Костел, наряду с мастерской скульптора Альберта Сергеева, дворцом и парком в усадьбе Высокое и археологическим комплексом «Гнездово» станут частью смоленского музея-заповедника.
Тамара Орлова, директор Смоленского государственного музея-заповедника Что будет в костеле, еще нет такой твердой концепции. Хотя мы думаем, что можно было бы там сделать экспозицию, связанную с архитектурой Смоленска, причем XIX столетия.
Смоляне пока не могут видеть, как преображается костел, старинная утварь и облачения тоже хранятся в запасниках. Но два предмета из уникального храма доступны для осмотра – в музее сказки. Волшебную атмосферу комнаты бабушки создают многие предметы мебели XIX века. Здесь есть и бронзовые светильники с лисьими головами. Именно они раньше освещали алтарь смоленского костела.