По программе КГИОП выполняется реставрация фасадов евангелическо-лютеранского храма Апостола Петра на Невском проспекте
Работы по реставрации фасадов и башен объекта культурного наследия федерального значения «Храм евангелическо-лютеранский Апостола Петра» (Невский пр., между домами 22 и 24) выполняет ООО «СК «Аркада».
Общий объем финансирования работ из бюджета Санкт-Петербурга
по программе КГИОП в текущем году составит 107 млн. руб.
До конца года специалисты выполнят реставрацию цокольной части, крылец, штукатурной отделки фасадов, лепного декора проемов
и барельефов в тимпанах галереи (фигурных и орнаментальных композиций, декоративных элементов), отреставрируют элементы из литейного чугуна (тетивы и балясины балюстрады, элементы ограждений балконов, решетки окон башен), металлические фонари, заполнения оконных и дверных проемов.
В 2016 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП проводились работы по реставрации скульптуры и аттика храма
с воссозданием по утвержденной модели креста и волют из камня. Финансирование составило 9,5 млн. руб. Работы выполняли специалисты ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие».
***
Первый храм на этом участке Невского проспекта был построен в 1728-1730 годах. С 1815 года церковный совет начал поднимать вопрос
о перестройке существующего церковного здания. В 1832 году немецкая община объявила конкурс на создание проекта новой церкви. Лучшей из пяти представленных работ был признан проект Александра Брюллова.
Брюллов предлагал вариант храма, заимствованный из архитектуры западной Европы, столь близкой лютеранской общине. К тому времени романтические образы средневековья уже нашли своё отражение в постройках столицы (например – конюшни в Петергофе).
Основной акцент в здании был сделан на крупные объемы башен, фланкирующих центральный вход. Декоративные и композиционные акценты создавались архитектором на западном фасаде, просматриваемом со стороны Невского проспекта. Боковые фасады представлялись более лаконичными – продольные фасадные стены прорезались высокими арочными окнами, членились лопатками.
В 1836 году в нижних углах главной наружной лестницы установлены два гранитных пьедестала для мраморных статуй апостолов. В том же году французский скульптор Т. Жак изготовил четыре горельефные изображения фигур евангелистов с их атрибутами для помещения в тимпанах аркады и два орнаментальных украшения для заполнения её углов.
В 1836 году часовщик Дитмар принимает на себя работы по изготовлению и установке часов: на западной башне – солнечных, на восточной – механических с боем. Медные циферблаты обоих часов были выполнены бронзовых дел мастером Тегельштейном, при этом сами доски выкрашены в черный цвет, а цифры, стрелки и бронзовые украшения позолочены, так же как другие детали и гири. Механизм часов, установленный в камере третьего яруса восточной башни и смонтированный в особой остекленной ясеневой витрине, сохранялся до середины ХХ века. Примерно в одно время с часами на башнях церкви были установлены два громоотвода.
Период демонтажа часов не установлен. По данным лютеранского прихода часы были утрачены при перестройке здания под бассейн, а на фасадах, с целью сохранения исторического облика, установлены муляжи. Эти фальшь-часы сохранялись до 1990-х годов.
Статуя ангела была изготовлена скульптором Иосифом Германом, учеником Торвальдсена, специально для лютеранской церкви Петра и Павла. «Монументальная фигура ангела с крестом, общий силуэт которого намечен Брюлловым уже на первом варианте его главного фасада, упоминается впервые в протоколе заседания церковного совета от 27 января 1836 года… постановлено, что фигура ангела должна быть высечена из Пернского (Сирнского) песчаника и эта работа поручается скульптору Герману» [из исторической справки В. Тауберта, 1940 г., архив КГИОП]
В 1837 году мастером Тегельштейном были изготовлены большой дубовый крест для фигуры ангела, обложенный золоченой медью, и 7 бронзовых букв (St PETRI) для укрепления на аттике главного фасада под фигурой ангела.
В 1838 году скульптор Кретан выполнил кафедру проповедника, алтарь, две мраморные скрижали. По рисунку А. Брюллова Кретан изготовил две деревянные фигуры апостолов Петра и Павла, которые были прикреплены к створкам дверей.
Для изготовления статуй апостолов Петра и Павла А. Брюллов выбирает мастерскую Трискорни. В счете от 1838 года Трискорни разъясняет, что скульптуры были изваяны не лично им, но выполнены по его заказу в одной из скульптурных мастерских Италии. Статуи представляют собой копии, выполненные по моделям датского скульптора Торвальдсена из каррарского мрамора. Фигуры установлены в 1838 году.
Новая церковь св. Петра освящена в октябре 1838 года.
По первоначальному авторскому решению вестибюль храма был открыт, однако подобная входная зона оказалась неподходящей для петербургского климата, и в 1851 году по проекту, разработанному архитектором Г.А. Боссе, вестибюль закрыли. Пролет портала был забран массивной дубовой дверью в 4 створки с фрамугой, изготовленными по рисунку Боссе столярным мастером Л. Шрадером. Эта центральная композиция повторяла аналогичные на фрамугах боковых входов, выполненных по рисунку А. Брюллова. Двери 1850 года сохраняются до настоящего времени.
Строительство новой церкви стало культурным событием ещё до его окончания. Здание демонстрировали приезжающим в столицу, как новую достопримечательность:
«…знакомый голос остановил меня:
- Ты, верно, любопытствуешь видеть новую постройку Александра Павловича?
- Какого Александра Павловича?
- Брюллова!
- А где же она?
- А вот за тобою…
- Этот забор, да что же тут интересного?
- Э, братец! Мы уже так привыкли к однообразию наших зданий, что малейшая вариация производит приятную сенсацию. Еще здание не поднялось от земли, а в магазинах продают уже виды Лютеранской церкви Св. Петра, и, признаюсь, порадовался, что наш великолепный Невский проспект, это общество красивых зданий, приобрел еще одного изящного члена...». [Журнал «Иллюстрация», 1845 С.81]
В течение первых 25 лет существования новый храм св. Петра не имел колоколов. В 1863 году по ходатайству принца П. Ольденбургского, храм св. Петра в ряду других лютеранских храмов получил разрешение на установку колоколов. После установки колоколов, заказанных в Бохуме, было решено вернуться к первоначальной идее А. Брюллова закрыть верхние проемы башен жалюзи.
В конце XIX века возникла необходимость в обновлении интерьеров евангелическо-лютеранского храма, так как отдела устарела и уже не отвечала эстетическим критериям архитектуры позднего историзма, доминировавшего в зодчестве Петербурга. Работы по переустройству церкви были поручены архитектору М.Е. Месмахеру. Отделку, созданную по проекту Месмахера храм сохранял последующие 50 лет, вплоть до перестройки 1955 года.
Богатство внутреннего убранства контрастировало со скромными и сдержанными фасадами храма. В период работы архитектора Месмахера перед главным южным фасадом были установлены два фонаря на три плафона на столбах, по своему рисунку схожие с фонарями на балконе внутри церкви. После 1910 года на южном фасаде храма были повешены кованные металлические фонари, выполнявшие исключительно декоративную функцию. Фонари сочетались с другими металлическими деталями фасадов и не выбивались из строго стиля храма.
В своем историческом виде, сформировавшемся к началу XX века, храм существовал до его закрытия в 1937 году. В 1938 году часть предметов отделки была передана в Русский Музей и Государственный Эрмитаж. Здание первоначально использовалось для демонстрации панорамы «Северный полюс», а с 1939 году здесь разместился склад театра Ленгорэстрады, К 1940 году относится первый проект «Архитектурно-художественных мастерских «Ленизо» приспособления церкви под новые функции студии кинохроники (архитектор К.Д. Халтурин), реализация которого была остановлена начавшейся войной.
В 1955 году было принято решение о перестройке здания под плавательный бассейн, который открылся 1962 году. В 1994 году здание возвращено церкви.