Воины, прошедшие атомный ад, – 65 лет ядерным учениям на Тоцком полигоне

Торжественная траурная церемония возложения венков и цветов, посвященная 65-летию со дня проведения испытаний, прошла сегодня
Советские войсковые тактические учения с применением ядерного оружия (кодовое название – «Снежок») были подготовлены и проведены под руководством маршала Георгия Жукова 14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне (Оренбургская область). К учениям привлекались 45 тысяч военных. Были задействованы: 600 танков, 600 БТР, 500 орудий и минометов, 320 самолетов, около 6 тысяч автомашин. Ядерный щит Сегодня у памятника ветеранам подразделений особого риска (Автовская ул., 29А) прошла торжественная траурная церемония возложения венков и цветов, посвященная 65-летию со дня проведения испытаний на Тоцком полигоне. «Все, что сделали семипалатинцы, новоземельцы, участники Тоцких учений, подводники, сборщики ядерного оружия – это огромный вклад в развитие России. Рискуя жизнью и своим здоровьем, мы ковали ядерный щит Отечества», – сказал на церемонии капитан 1-го ранга Александр Евсеев, председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ. Среди почетных гостей были ветераны, участники Тоцких учений, первых термоядерных испытаний, запусков баллистических ракет с борта подводных ракетных крейсеров. «Ваше мужество, отвага и героизм заставляют нас гордиться тем, что мы продолжаем начатое вами дело по укреплению обороноспособности страны», – сказал на торжественной церемонии полковник Евгений Соленов, представитель Западного Военного округа.
Близь эпицентра Эрек Ахметов, майор (в отставке), один из создателей Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, участник Тоцких учений, оказавшийся в непосредственной близости от эпицентра ядерного взрыва, поделился воспоминаниями о ходе учений. Он отметил, что Тоцкие учения, максимально приближенные к реальным условиям боя с применением ядерного оружия, были призваны подготовить наши войска к возможному конфликту. Как рассказал Эрек Ахметов, район учений на Тоцком полигоне представлял собой среднепересеченную местность, на ряде участков покрытую густым лесом и разделенную широкими долинами небольших рек. После ядерного взрыва лесные завалы и пожары должны были создать значительные препятствия на пути наступающих частей. Подобный рельеф позволял определить влияние местности и растительного покрова на распределение ударной волны, проверить в различных условиях воздействие ядерного взрыва на инженерные сооружения, военную технику и животных. «Наша позиция была примерно в 6 км от эпицентра. По сигналу «Уран» мы должны были укрыться в заранее подготовленных ростовых траншеях, присесть, закрыть руками глаза. Самолет-носитель сбросил бомбу где-то в полдесятого. Меньше чем через минуту прогремел взрыв, – говорит Ахметов. – В момент взрыва сквозь тесно сжатые веки перед глазами засияло, словно я в упор смотрел на электросварку. Ударной волной мне перебило правое ухо, с тех пор я им практически не слышу. Траншея несколько раз качнулась, по ощущениям очень напоминало качели. Земля была как живая». Он добавил, что сам к эпицентру не ходил, наверное, потому и жив до сих пор. А вот значительная часть войск прошла в ходе учений. Некоторые специально ездили посмотреть на последствия из личного интереса. «Интересного было довольно и не доходя до эпицентра. Техника в радиусе километра вдавлена в землю. Я видел танк, которому взрывом сорвало башню, оплавленные пушки, дула которых согнуты в бараний рог», – вспоминает Эрек Ахметов. Еще один участник Тоцких учений – Вера Кузьмина. Подполковник медицинской службы, которая в годы Великой Отечественной войны защищала Ленинград, затем Сталинград, участвовала во взятии Берлина. Была одним из врачей, работавших при проведении испытаний на Тоцком полигоне. Вера Кузьмина вместе со своей частью, базировавшейся под Брестом, была направлена на Тоцкий полигон, где планировалось проведение испытаний, каких именно, никому не говорили.
«Мы разворачивали полковой медицинский пункт, был прекрасный солнечный день. Как раз начинались маневры. К центру «сражения» полетел самолет. И тут полыхнуло, – рассказывает Вера Кузьмина. – После нас на открытых машинах повезли в сторону эпицентра. По пути было немало ужасов. На месте густого леса остались одни головешки, по которым прыгали птицы с белыми глазами. На некотором удалении были привязаны различные животные, чтобы посмотреть, как на них повлияет взрыв, так некоторые животные слиплись боками». Столь масштабных ядерных учений в СССР больше не проводилось. Остановить гонку вооружений В этом году отмечается еще несколько ключевых дат, связанных с созданием ядерного щита России. Так, 70 лет назад, 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прошло первое испытание отечественного атомного оружия. Испытания стали новой вехой истории, лишившей США гегемонии владения самым страшным оружием, которое придумал человек. Еще одна важная дата – 17 сентября 1954 года, когда на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане официально появился советский ядерный полигон. Всего на Новой Земле было проведено более 130 ядерных взрывов. Их общая мощность составила 94% всех взрывов, произведенных в СССР. В частности, на Новой Земле был проведен самый мощный термоядерный взрыв в истории человечества. Реальная мощность взрыва составила 58 мегатонн. «Провести взрыв в назначенный день испытателям не удалось. Погода не позволила, большое значение играло направление ветра, который мог принести радиоактивную пыль в жилые районы», – поясняет Виктор Горев, вице-адмирал, командовавший Центральным полигоном МО РФ (Новая Земля) в 1989–1993 годах, член Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ. Специально для «Царь-бомбы», как прозвали устройство, в единственном экземпляре был построен самолет-носитель Т-95В «Атомный медведь». Бомба была сброшена с высоты 10,5 км по условной цели в пределах ядерного полигона. Взрыв произошел в 11 часов 33 минуты на высоте 4 тысяч метров. Самолет к тому времени успел удалиться на 45 км. От электромагнитного импульса остановились все четыре двигателя бомбардировщика, и экипажу пришлось запускать их в пикировании. По свидетельству очевидцев, после яркой вспышки за густыми облаками практически ничего не было видно, зато около 40 минут длилась страшная канонада. Ядерный гриб взвился в небо на высоту около 70 км. После взрыва около часа на территории нескольких десятков километров от эпицентра отсутствовала радиосвязь. Ударная волна трижды обогнула земной шар. «Это испытание имело огромный политический и военно-технический резонанс. Была подтверждена возможность подрыва заряда практически любой мощности», – ранее рассказывал «ПД» Владимир Выскребенцев, контр-адмирал, занимавший пост замначальника полигона по научно-испытательной части. В итоге США отказались от дальнейшего наращивания ядерных боеприпасов.