«Довлатов – это 18+»: какие книги библиотеки больше не будут выдавать подросткам
Вступивший в силу приказ Министерства культуры предписывает библиотекам более четко исполнять закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Приказ подписал еще прежний глава Минкульта Владимир Мединский. По нему книги с меткой «18+» должны храниться в отдаленном от зала помещении, закрываемом на ключ. Причем речь идет не о хранилище, а об обычном зале со стеллажами. Если обустроить его невозможно, то подобную литературу соберут в одном шкафу, рядом с которым должен находиться сотрудник. Детей и взрослых планируют максимально разводить в пространстве. И любой библиотекарь будет обязан отказать несовершеннолетнему читателю, если тот попросит книгу из «взрослого» фонда. Так в библиотеках могут появиться два разных стеллажа с Пушкиным, Бродским, Довлатовым. Отказываться от «взрослых» книг там не намерены, хоть и признают, что выполнить приказ будет непросто. Если набрать в поисковике «лучшие книги современных российских авторов», система выдаст не один список, но в каждом из них литература с меткой «18+» займет едва ли не половину призовых мест. Например, список бестселлеров за 2019 год включает роман «Манарага» Владимира Сорокина, «Июнь» Дмитрия Быкова, «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина, «Грех» Захара Прилепина, «Ненастье» Алексея Иванова и даже «Лестницу Якова» Людмилы Улицкой. «Мы считаем, что Довлатов – это безоговорочно «18+», – заявили в детской библиотеке «КиТ». – Но наши читатели Довлатова и Бродского не спрашивают. Их интересуют «Сумерки» и другие подобные саги, которые мы им не выдаем. Поскольку библиотека у нас детская, в ней и так разделено пространство, так что нам даже ничего не придется менять, чтобы исполнить этот приказ». То же заявили в библиотеке комиксов, где основной контингент – это как раз подростки. Куратор учреждения Сергей Карандеев сообщил, что тинейджеры не всегда разбираются в том, что «18+», а что – нет. «Их интересуют конкретные серии, – заявил он. – Мы закон соблюдаем: если стоит метка, то подросток этот журнал не получит». Сотрудник молодежного отделения Библиотеки имени Маяковского Александр Семячко посетовал, что авторы приказа, видимо, плохо себе представляли, как внедрять его на практике. Эту работу они передоверили библиотекам, которым нужно что-то придумывать, как развести детей и книги в пространстве. «Придется ведь вносить коррективы и в электронный каталог, фильтровать список книг, чтобы дети еще в момент заказа видели, какие книги им выдадут, а какие нет», – сказал Александр Семячко. Он назвал одну книгу, которую он никогда бы не выдал ребенку, – «Страшные сказки для взрослых». Даже из-за одного названия.
«Библиотеки уберут всю интересную литературу с глаз долой. Что ж, там и раньше было пусто, а теперь и подавно никого не увидим. Впрочем, это давняя библиотечная традиция: я вчера был в Публичке, где мне демонстрировали первую рукопись Баркова. И ее тоже хранили в отдельном непрозрачном шкафу»,
Замдиректора Библиотеки имени Гоголя Алена Коваленко перечислила с десяток наименований. Получилась, следуя ее словам, «библиотека начинающего нонконформиста», то есть сборник тех самых книг, которые так интересны читающим подросткам. В основном это оранжевые книги серии «Альтернатива» – Чак Паланик, Нил Гейман, Уильям Берроуз и другие. «Когда мы будем оборудовать отдельный стенд для взрослых книг, туда отправятся все женские романы серии «Шарм», еще «50 дней до моего самоубийства» Cтейси Крамер, которую, кстати, дети часто спрашивают, книга Яня Мо «Большая грудь, широкий зад», за которую он получил Нобелевскую премию, – она совсем не о том, о чем можно подумать. Сама я читала эти книги в 14 лет, а в 17, будучи студенткой филфака, свободно покупала. Сейчас мы их без труда выдадим подростку, если он придет с родителем и мама возьмет книги на свой читательский билет. Недавно такая ситуация сложилась с «Бойцовским клубом» Паланика, и мама юного читателя не нашла ничего криминального в том, что парень прочитает эту книгу», – отметила Коваленко.
«Запретить детям Интернет мы не можем. Поэтому будем отыгрываться на библиотеках. Так рассуждают чиновники, а я считаю, что это ханжество. Нет ничего плохого в том, что подросток прочтет «Лолиту» или «Графиню де Монсоро». И я не знаю ни одного человека, который, желая почитать такую литературу, шел бы в библиотеку»,