Элитный «гроб». Новый ЖК на Карповке может угрожать домам-памятникам
Жители Петербурга выступили резко против возведения элитного ЖК на пересечении Каменноостровского пр. и наб. р. Карповки. Мало того, что это может иметь негативные последствия для соседних домов, много вопросов вызывает и внешний вид постройки...
Согласно проекту, здание очень похоже на огромный гроб.
Первое сражение
Когда-то на этом месте находилось здание 1887 года постройки, известное как мебельная фабрика Ф. А. Мельцера. Именно здесь производилась уникальная мебель, которая теперь хранится в коллекциях многих музеев, в том числе и Эрмитажа. В 2014 году корпуса фабрики снесли. Все, кроме одного, что выходит на Карповку: оно имело статус памятника. Сохранилась также имеющая историческую ценность дымовая труба фабрики.
Освободившуюся площадку облюбовала компания Bonava - шведский девелопер жилья. Проект будущего дома разработал известный петербургский архитектор, глава архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн. Его утвердили в 2016 году, выдали разрешение на строительство. Проект выглядит неоднозначно - огромный восьмиэтажный дом, скосами крыши напоминающий гроб, буквально нависает над соседними 4-5-этажными строениями. А к дому № 53 великан вовсе подойдет вплотную, между ними останется всего два метра. При этом планируется соорудить подземный паркинг на два уровня, глубина которого, по некоторым данным, должна составить 8 метров. По словам члена президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Анны Капитоновой, окружающие дома-памятники неминуемо пострадают. Понимали это и проектировщики - недаром усиление окружающих зданий стало частью проекта. Однако такие манипуляции без согласия собственников жилья застройщик проводить не имеет права. А собственники - резко против.
«Мы изучили документы на строительство еще в 2017 году, - рассказывает председатель совета собственников дома № 53 Елена Долгина. - Примыкающая к застройке брандмауэрная стена полностью прошивается уголками и полосками. А дом планируется пересадить с ленточного фундамента, заложенного на глубине 2 м, на инъекционные сваи глубиной 25 м, что по сути - нагнетание бетона в грунт. Поясню. Исследования показали, что в этом месте грунты представляют собой влажную супесь. Есть здесь и плывуны, слишком высоко залегают грунтовые воды. Гидрологическое расположение площадки очень плохое. Это не очень надежный вариант, так как зыбкий грунт будет просто «выпучивать» в другом месте».
Понятное дело, что на проведенном в ноябре 2017 года собрании собственников проект одобрен не был. Стройка замерла.
Земля задрожала...
Однако в мае 2020-го земля вдруг задрожала. В квартирах домов, прилегающих к пятну застройки, закачались люстры - зашевелилась тяжелая техника, пришел новый хозяин - компания «Альфа Фаберже». Зарегистрирована она год назад, руководитель и единственный сотрудник - Виталий Бахарев. Подрядчик начал дело с разборки оставшейся на объекте дымовой трубы.
«Было подготовлено заключение о ее ветхости. Мы обращались в прокуратуру, где нам сообщили, что все формальные условия соблюдены, КГИОП свое разрешение выдал, и обоснований для прокурорского реагирования нет, - поясняет Анна Капитонова.
По ее словам, подрядчик обещал сохранить оригинальные кирпичи, а затем из них же собрать трубу заново. Однако, по свидетельствам жильцов, разборка велась варварски: промышленный альпинист поднялся на вершину трубы и просто разбивал историческую кладку отбойным молотком. Капитонова предполагает, что трубу, может, и возведут заново, но это будет уже «новодел», то есть памятник - утерян.
«Рядом со стройкой находятся шесть памятников, - продолжает А. Капитонова. - Это и здание фабрики Мельцера, здание дореволюционного кинотеатра, дом Корлякова. Сейчас вся надежда на власть. Мы помним, как вмешательство председателя Заксобрания Вячеслава Макарова останавливало стройки, угрожающие городу. К примеру, на месте снесенных исторических домов на Сытненской ул., 9-11. Или на Петроградской наб., 24, где к чемпионату мира по футболу хотели возвести апарт-отель. Тогда спикеру вместе с активистами удалось не допустить реализации этих проектов. Надеюсь, что с Карповкой произойдет похожая история».
В июне новый застройщик вышел на контакт с жильцами.
«На просьбу предоставить новый проект, по которому они работают, нам прислали выдержки из прошлой документации, однако они были поданы в таком виде, чтобы мы ничего не поняли. К 2019 году все уже устарело, проводились новые обследования участка и дома, но застройщик этих бумаг не предоставил. В настоящий момент мы, собственники, не понимаем, что происходит, - подчеркивает Елена Юрьевна. - И хотим, чтобы проект был пересмотрен, а влияние на наш дом сведено до минимума».
В итоге жильцы домов обратились к городским депутатам, которые оперативно отреагировали на сигнал. В конце сентября парламентарии направили запрос губернатору города Александру Беглову, где указали, что строительство комплекса сопряжено с нарушениями законодательства о градостроительной деятельности, об охране объектов культурного наследия, а самое главное - существенно ущемляет права и законные интересы людей, проживающих в соседних многоквартирных домах, также являющихся объектами культурного наследия.
Другая сторона
«АиФ» связался и с представителем застройщика.
«Новый проект жильцы и горожане увидят во второй половине октября, - уверяет директор управляющей компании «Альфа Фаберже» Виталий Бахарев. - На данный момент дорабатывается фасадная часть. Причем работу ведем совместно с Никитой Явейном, с которым начали сотрудничать, когда купили проект и приняли всю документацию».
Виталий Викторович отмечает, что компания не приступит к строительству, пока не будет полной уверенности в результате на сто процентов.
К этому моменту он готов провести круглый стол и с жителями домов, и с органами власти.
«Создана целая рабочая группа, - подчеркивает он. - Также будет проводиться онлайн-мониторинг строительства. По этой технологии вся окружающая застройка оцифровывается и переводится в 3-D модель, снабжается специальными метками. И наши телескопы круглосуточно следят за строениями. Прогнозируется динамика окружающей застройки, поэтому есть понимание, что с каждым домом будет происходить в ближайшее время. Погрешность оборудования - 1 мм. Если появятся хоть какие-то проблемы, строительство остановим и проведем анализ. Может, потребуется дополнительное укрепление. Эти технологии уже имеют положительной опыт в условиях уплотнительной застройки, например, на 11-й Советской. Там четыре дома примыкают к объекту, при этом осадка была нулевая».
Также собеседник подчеркнул, что готов выделить специального сотрудника, который круглосуточно будет следить за всем происходящим в соседних домах во время стройки. Кроме того, застройщик готов оформить каждому жителю страховой договор квартиры с отделкой и отремонтировать выходящие во двор фасады домов.
Комментарий: Прикрывать стыд...
Заслуженный художник России, профессор, член правления Всемирного клуба петербуржцев Иван Уралов:
«Всемирный клуб петербуржцев провел заседание 22 сентября, где обсуждался данный проект. Никита Явейн ответил на все заданные вопросы относительно этого здания. Архитектурная общественность отнеслась к нему достаточно лояльно, в новом представленном варианте лучше видна отделка строения. Однако размеры здания не изменились. И это действительно проблема. Возьмем, например, московский Новый Арбат. Огромного размера здания совершенно убили масштаб и старого Арбата, и небольших исторических зданий и храмов - на фоне многоэтажных соседей они выглядят игрушками. В нашем случае небольшие флигели, здания, оставшиеся от фабрики Мельцера, и соседние дома становятся сувенирами. Отдельно отмечу в проекте бессмысленно торчащий новодел кирпичной заводской трубы, которая уже разрушена в результате строительного головотяпства.
В этом случае лучше не воссоздавать, а если и что-то делать, то какой-то вертикальный объект, «памятник уничтоженной трубе» и собственной глупости. Заново строить ее - прикрывать стыд.
В этом заключена бесцеремонность отношения к истории и новому времени. Увы, последние десятилетия Петроградской стороне принесли много архитектурных огорчений. Несомненно, есть удачные постройки, но мало. В основном побеждает беспардонное вторжение в ткань городской среды».