«На глазах превратился в руины»: ковш экскаватора вновь подбирается к многострадальному дому Басевича
Жители Петербурга бьют тревогу — у дома Басевича на Большой Пушкарской сносят здание детского сада. Противостояние со Смольным для защиты дома длится уже несколько лет. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ выяснил у градозащитников, почему они недовольны решением Смольного отдать эту территорию под строительство «Академии танца Эйфмана», и как сами активисты видят реконструкцию комплекса исторических зданий.
Петербургские градозащитники опасаются, что может быть снесен исторический объект — дом Басевича, так как Следственный комитет снял с него статус вещественного доказательства, препятствовавший действиям застройщика.
Так, сегодня начались работы по сносу здания детсада на Большой Пушкарской, 7. Оно находится рядом с печально известным домом Басевича, который уже несколько лет стоит в заброшенном виде, постепенно все больше разрушаясь.
«Нужно стремиться к максимальному сохранению»
Доходный дом И. И. Басевича на Большой Пушкарской, 7, построен в стиле модерн архитектором А. И. Зазерским в 1912 году при участии владельца дома — инженера И. Басевича. В перечень объектов культурного наследия не включен.
История борьбы за него берет свое начало еще в далеком 2014 году, когда стало понятно, что здание в историческом центре Петербурга необходимо капитально отремонтировать. Тогда здание было еще в хорошем состоянии, и его просили передать под программу «Молодежи — доступное жилье».
«В свое время горожане добились включения дома Басевича в программу капитального ремонта и программу "Доступное жилье". Причем по этой программе у нас отремонтировано несколько десятков исторических зданий, находившихся в аварийном состоянии. Сейчас там уже проживают молодые семьи. В 2014 году уже был разработан за бюджетный счет проект капитального ремонта, который согласовали в КГИОП. Но вдруг в этот момент здание передают Эйфману под строительство его академии танца. Естественно, проект отменили. А если бы этого не произошло, весь комплекс зданий дома Басевича был бы сейчас сохранен и там давно бы уже жили люди», — рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов.
Противостояние Смольного и петербуржцев длится несколько лет. За это время дом Басевича множество раз горел.
«Возможно, их вполне устраивает ситуация, когда после серии пожаров уже окончательно станет ясно, что ничего сохранить нельзя. Дом просто из целого на глазах превратился в руины», — рассказывал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Дмитрий Литвинов в июле.
В начале этого года Следственный комитет признал дом Басевича вещественным доказательством по делу в отношении комитета по охране памятников. Благодаря этому строительные работы удалось приостановить. Однако совсем недавно статус вещдока сняли.
«Мы считаем, что в случае работ на историческом здании нужно стремиться к его максимальному сохранению. Сейчас же не планируется воссоздавать дом в том виде, в котором он был. Весь этот комплекс зданий несут, фактически оставив только фасадную часть, и то этого удалось достичь благодаря протестам горожан — первоначально собирались полностью снести. Мы настаиваем на том, что комплекс зданий дома Басевича необходимо сохранять как минимум в большом объеме, а не только фасадик один», — добавил собеседник агентства.
Снести нельзя оставить
В пресс-службе Гостройнадзора Петербурга корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ сообщили, что разрешение на строительство на территории комплекса зданий дома Басевича было выдано 15 декабря.
«На нашем сайте в разделе "Для граждан" можно ознакомиться с разрешением на строительство комплекса зданий для нужд академии танцев Бориса Эйфмана. Разрешение было выдано 15 декабря. Завершение же всех работ планируется 15 июня 2025 года», — рассказали в ведомстве.
После получения одобрения застройщик «Академии танцев Эйфмана» тянуть долго не стал и уже утром 19 декабря пригнал на Большую Пушкарскую тяжелую технику. Начать снос решили со здания бывшего детсада, который перестал работать относительно недавно.
«Конечно, нас возмущает ликвидация детского сада, на месте которого появятся апартаменты для танцоров академии. На Петроградской стороне катастрофа с детскими садами, а этот имел собственные огороженные площадки и зеленые зоны. В архитектурном плане здание бывшего садика не представляет интереса. Но на его месте можно было построить новое и открыть хороший, нужный социальный объект. Ведь большинство детсадов района располагаются на первых-вторых этажах жилых домов, не имеют своих площадок для прогулок. Здесь же было все», — говорит Дмитрий Литвинов.
Градозащитник говорит, что фактически строительные работы проводятся в нарушение закона, ведь до 18 января действуют меры предварительной защиты судом.
«До 18 января должны действовать меры предварительной защиты судом. Эти меры приостановили действие заключения КГИОП на проект застройки», — добавил градозащитник.
Однако в Горстройнадзоре подчеркнули, что разрешение на строительство было получено застройщиком законно. А меры предварительной защиты судом не являются основанием для отказа.
«Разрешение на строительство выдано в строгом соответствии с требованиями законодательства. В частности, застройщик представил необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, и заключения КГИОП по данному объекту строительства и реконструкции. Меры предварительной защиты не отменяют законное право застройщика обратиться за разрешением на строительство даже в случае, если наложен судебный запрет на проведение реконструкции существующих зданий. Таким образом, застройщик сможет воспользоваться своим правом и начать строительство только в случае отсутствия судебного запрета или действия других ограничительных мер», — говорится в сообщении Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
«Танцы на костях»
Естественно, новость о том, что Академия танцев Эйфмана получила разрешение на снос и застройку на территории комплекса зданий дома Басевича, разлетелась по Сети, вызвав шквал негодования петербуржцев.
«Какой цинизм! И какой может быть "балет", танец, искусство у алчности и бездуховности», — пишет в социальных сетях петербурженка Светлана А.
Некоторые сравнили уничтожение детского сада с уничтожением самого исторического здания и танцами на костях.
«Танцы на костях», — написала Елена П.
Более смелые в высказываниях жители Северной столицы назвали снос детского сада под стенами дома Басевича геноцидом.
Снос детского сада и передача его территории под нужды академии танцев идет вразрез с обещаниями градоначальника по строительству социально значимых объектов, в особенности новых детских садов.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали, что по плану чиновников из целого комплекса зданий дома Басевича реконструкции подлежат только два. Официально в отреставрированных помещениях будут располагаться СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана» и СПб ГБУК «Академический театр балета Бориса Эйфмана». В первом здании на Большой Пушкарской, дом 7, разместится спальный корпус для учащихся с залами для занятий хореографией. Что касается второго — здесь появится комплекс апартаментов служебного пользования. Располагается объект по адресу Большая Пушкарская, дом 7А.