Докажи, если сможешь: турагенты отправили петербуржцев в четырехлетнее путешествие по судам
Взять деньги за путевки и сразу же положить их себе в карман — схема турагентов Станислава Попова и Людмилы Шпаковской была крайне примитивной. Почти четыре десятка клиентов написали заявления, полицейские в короткий период времени задержали подозреваемых. У потерпевших была надежда, что дело так же быстро дойдет до судебного вердикта. Однако разбирательство длится уже четвертый год. Почему дело оказалось совсем непростым, изучали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Станислав Попов и его супруга Людмила Шпаковская работали в компании «СЛК Групп». В 2019 году против турагентов возбудили уголовное дело по факту мошенничества. Общая сумма присвоенных денег составила около 4,5 млн рублей, на данный момент в деле числятся 38 потерпевших. После 48 судебных заседаний в 2022 году дело было передано обратно в прокуратуру. В надзорном ведомстве решили, что требуется дополнительное расследование.

Туристическая фирма «СЛК Групп» открыла офис в ТК «Монпасье» в Приморском районе и наладила поток клиентов: петербуржцы без особых опасений шли к Попову и Шпаковской, которая в туристическом бизнесе трудилась около десяти лет. Какое-то время она работала как положено — об этом НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал адвокат одного из потерпевших Сергей Шулдеев.
«Среди потерпевших есть те, кто раньше успешно пользовался услугами Шпаковской, покупали путевки, летали на отдых. Определенное время она работала честно», — заявил юрист.
То, что в этот раз что-то пошло не так, потерпевшие поняли за две недели до вылета: чета турагентов перестала выходить на связь. Офис оказался закрыт. Обманутые клиенты отправились в полицию, и в марте 2020 года прошел первый суд. Попов признал, что брал деньги. Как рассказала в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ одна из потерпевших Валентина, она удивилась, узнав, что Шпаковская проходит по делу как свидетель.
«Шпаковская проводила сделки, подписывала договоры вместо Попова, не указывая при этом, что является представителем по доверенности. Важный момент: Шпаковская говорила потерпевшим, что бронирует отели, а сама, как выяснилось, ничего не бронировала, то есть она просто врала, осознанно врала. Почему-то оказалась свидетелем», — заявила пострадавшая от мошеннических действий петербурженка.

Как пояснил адвокат Шулдеев, у дел, связанных с мошенничеством, есть своя специфика. Главная сложность — доказать умысел. Подозреваемый настаивает на том, что собирался выполнить свою работу, но не смог. По мнению юриста, есть возможность доказать, что в случае Шпаковской это не так.
«Шпаковская не предприняла никаких попыток выполнить свои обязательства. К примеру, она не забронировала тур у туроператора, хотя обязана была это сделать сразу после получения денег. Туроператоры подтвердили эту информацию. Это далеко не единственное доказательство. Одному из потерпевших Шпаковская заявила, что не может вернуть деньги из-за проблем с арендой, но следствием было установлено, что никаких проблем с арендой не было», — заявил Шулдеев.
В материале дела есть скриншоты переписки, в которых Шпаковская уверяет клиентов в том, что часть документов, необходимых для вылета, собрана, хотя на самом деле это было не так. В качестве свидетеля Шпаковская рассказала, что деньги клиентов она передавала своему супругу, так как между ООО «СЛК Групп» и ООО «Нега Тревел» был заключен субагентский договор. Как объяснил адвокат потерпевших, «Нега Тревел» — это фирма, оформленная на Шпаковскую.
«Данный субагентский договор не мог являться законным основанием, поскольку в соответствии с договорами, заключенными между ООО "Нега Тревел" и потерпевшими, указанные договоры признавались простой письменной доверенностью, не включавшей в себя право передоверия. Таким образом, обязанность по исполнению договорных обязательств не могла быть передана третьим лицам», — уточнил юрист.
За мошенничество в сфере туризма в Петербурге суды часто выносят довольно мягкие вердикты, считают эксперты. Например, в 2020 году исполнительного директора турфирмы «Люкс Тревел» Татьяну Макееву приговорили к четырем годам условно. При этом в СМИ появлялась информация о том, что она уже имеет условную судимость за обман туристов. Другому злоумышленнику — Евгению Великанову — за аналогичное преступление тоже дали условный срок, три года. Руководитель портала «Турист прав» Михаил Житнухин в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ рассказал: вполне возможно, что Попов и Шпаковская делали ставку на подобный расклад.
«Вполне вероятно, замысел был такой, что Попов берет на себя вину и получает условный срок, а Шпаковская остается без наказания. И так часто бывает в туристическом бизнесе. Но в этот раз не получилось, так как все указывало на Шпаковскую как соучастницу: и свидетели, и потерпевшие, и доказательства. И судья приняла это во внимание», — поделился юрист.
После 48 судебных заседаний дело снова у следователя — в пресс-службе УМВД Санкт-Петербурга эту информацию подтвердили. Если в действиях работников «СЛК Групп» будет установлено мошенничество группой лиц по предварительному сговору, то условным сроком Попов и Шпаковская вряд ли отделаются, считает адвокат одного из потерпевших.
«Подобное преступление имеет повышенную общественную опасность», — заявил юрист.
Именно инициативность потерпевших и работа нанятых ими юристов привели к тому, что дело ушло на дополнительное расследование. Доказательство в суде причастности «семьи турагентов» к обману, с одной стороны, заняло время, но с другой — у клиентов «СЛК Групп» появилась возможность добиться реальных сроков лишения свободы. А вот смогут ли пострадавшие вернуть потерянные деньги — большой вопрос.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о судебных исках, которые подали петербуржцы против туроператора «Солвекс».