От шлема до каски
ОТ ШЛЕМА ДО КАСКИ.
О чём могут рассказать музейные экспонаты
«А вот и немецкая каска!...». По меньшей мере странно было услышать такое от фронтовика. Впрочем, спутать довоенную советскую каску с немецкой легко: при беглом взгляде они действительно похожи. Неудивительно, что даже иные фронтовики, которых, к тому же, подводит зрение, иногда могут принять этот музейный экспонат из экипировки советского бойца за трофейный.
«ХАЛХИНГОЛКА»
Стальной шлем образца 1936 года (СШ-36) был первым шлемом советского производства, принятым на вооружение Красной армии. Боевое крещение он получил ещё в Испании, а вот название «халхинголка» закрепилось за ним после победных сражений на Халхин-Голе. В этих касках (правильно – шлемах) прошагали наши бойцы по Польше, в них воевали в финской войне. В них встретили врага в начале Великой Отечественной вой-
ны. А в некоторых частях Дальневосточного военного округа, участвовавших в разгроме Квантунской армии, её можно было встретить вплоть до осени 1945 года.
Сегодня это большая редкость и настоящий раритет для любого музея (фото 1). Стерлитамакскому историко-краеведческому музею его подарили поисковики из отрядов «Обелиск» (Стерлитамак) и «Забытый батальон» (Себеж). Примечательно, что шлем был найден на полях сражений в Себежском районе Псковской области. Именно там, где дралась с отборными частями немцев наша 170-я Стерлитамакская стрелковая дивизия. Так что, вполне возможно, каска принадлежала кому-то из дедов или прадедов наших горожан.
Себежский укрепрайон входил в так называемую «Линию Сталина». Но к началу войны линия была демонтирована, доты и дзоты засыпаны, вооружение снято, вся колючая проволока смотана, минные поля разминированы. Бойцы 170-й дивизии заняли, по сути, немногие уцелевшие пустые бетонные коробки. Командовал дивизией генерал-майор Т.К.Силкин. Он имел огромный боевой опыт. Воевал ещё в Первую мировую, в Гражданскую, участвовал во многих военных конфликтах. Пропал без вести в боях в Себежском районе.
КТО «НАСТАВИЛ РОГА» НЕМЦАМ
Каска была разработана в 1935 году. Её производство началось на Лысьвенском металлургическом заводе, у которого был дореволюционный опыт выпуска пожарных шлемов. Оригинальная полусферическая форма с выдающимся вперёд козырьком и боковыми полями-скатами придавали новому шлему некоторое сходство с немецкой каской.
Кстати, среди экспонатов нашего краеведческого музея есть и несколько немецких шлемов («штальхемов»), также доставленных сюда неутомимыми поисковиками (фото 2). Этот неизменный атрибут немецкого воина ассоциируется с вооружёнными силами Германии с 1916 по 1945 годы. На самом деле немецкий шлем прошёл несколько этапов модернизации. Существует несколько моделей.
В 1914 году Германия вступила в Первую мировую войну в шлеме с характерным фигурным «колышком» на макушке (шишаком). Мало кто знает, что на самом деле каска эта имела русское происхождение и была разработана для гвардейских полков русской армии ещё в первой половине XIX века. Немцы, по сути, заимствовали её у нас. Но когда Первая мировая война приняла позиционный характер, им пришлось отказаться от экзотических наверший, как от демаскирующего элемента. Так была разработана каска, которая с небольшими изменениями дошла до гитлеровских времён.
Любопытный факт: советские карикатуристы любили изображать немцев в рогатых касках. Действительно, в годы Первой мировой войны немцы экспериментировали с касками, в которых были полые боковые выступы для вентиляции и для крепления дополнительной лобовой защитной пластины. Эти «рожки» дали повод английским и французским солдатам поупражняться из окопов в острословии: дескать, пока немцы тут воюют, их жёны понаставили им рога. А режиссёру С.Эйзенштейну дали повод отразить этот атрибут на шлемах крестоносцев для своего прославленного фильма «Александр Невский». Что касается дополнительных пластин, то их эффективность оказалась прямо противоположной. С далёкого расстояния пуля и так не пробивала каску. А с близкого – её кинетическая энергия так отбрасывала голову солдата, что переламывала ему шею. К тому же, накладка сильно утяжеляла каску. Словом, овчинка не стоила выделки, и немцам пришлось отказаться от этого «новшества».
Кстати, до семидесятых годов двадцатого века немецкая каска состояла на вооружении афганской армии. До недавнего времени её можно было встретить и в боливийской армии. А в чилийской армии она состоит и поныне (фото 3).
КАЙЗЕРОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Вернёмся к отечественным каскам. Царская армия вступила в Первую мировую войну без стальных шлемов для рядовых пехотных подразделений. Но окопная война внесла свои коррективы. Поскольку своих касок в российской армии не было, пришлось взять их у французских союзников. Они получили название «каска Адриана» по имени своего разработчика и послужили прототипом первой русской каски образца 1917 года. В 1920-30-х годах в СССР в небольших количествах выпускались свои каски, похожие на французские. С той лишь разницей, что двуглавый орёл на ней был заменен на огромную жестяную звезду (фото 4).
Как уже было сказано, в 1936 году был разработан новый стальной шлем для всей Красной армии – СШ-36. Характерные боковые выступы не только создавали определённое сходство с немецкой каской, но и породили проблему в атаке: «эффект паруса» боковых скатов затруднял движение солдата, а широкий козырёк уменьшал обзор. Поэтому были разработаны новые шлемы СШ-39 и СШ-40, на которых исчезли эти выступы и характерный «гребешок» в виде небольшого выступа на макушке.
С 1940 года началась замена СШ-36 на СШ-40 (фото 5), но война затянула этот процесс вплоть до 1943 года. Новый шлем оказался очень удачным. Он позволил снизить смертность от ранений черепа до 5,8 процента, в то время как смертность от подобных ранений у бойцов, не имевших шлемов, составляла 50 процентов. Удачная конструкция позволила сохранить жизни тысячам наших солдат. Именно эта каска стала символом победы над врагом.