Благородная профессия
Александр Самородов 42 года строит промышленные и гражданские объекты
Все мы немного строители – если не домика на даче, то хотя бы собственной судьбы. У профессионалов отрасли жизнь, наравне с годами, измеряется построенными зданиями. Результат их труда нагляден и очевиден.
– Самое приятное в нашей профессии – когда ты едешь по улицам и чувствуешь свою причастность к созданию архитектурного облика города, – рассуждает Александр Сергеевич Самородов. – Профессия строителя благородная, но не благодарная. Нас всегда ругают. Просто мало кто понимает, сколько надо вложить труда, чтобы на пустом месте возник многоквартирный дом или иной объект «под ключ». Но качество жилья сегодня однозначно лучше, чем в советские годы. Тогда гнались за выполнением госплана: быстрей, быстрей! Теперь же покупатели очень придирчиво осматривают квартиры: за свои деньги они хотят уют и комфорт.
КУЗНИЦА КАДРОВ
Александфр Сергеевич – коренной стерлитамаковец. Его родители трудились на заводе имени Ленина. Папа был слесарем, мама – инструментальщицей. В детстве Самородов мечтал стать водителем, но в юности сказался пример дяди – Анатолий Михайлович Самородов руководил СУ-3 «Ишимбайжилстроя». Когда-то Стерлитамак застраивала эта организация, и многие пятиэтажки 60-х годов появились благодаря стараниям Анатолия Михайловича. Он-то и убедил племянника обратиться к профессии, ставшей для юноши судьбой.
Отучившись в строительном техникуме, молодой человек отправился в армию. Два года радист Самородов провёл на Дальнем Востоке в войсках связи у телеграфного ключа. Азбуку Морзе вызубрил так, что помнит до сих пор. После армии, в 70-х годах, направился в стройуправление № 7 (СУ-7) треста «Стерлитамакстрой». Начинал с ученика каменщика, затем был мастером и долгие годы – старшим прорабом. Возводил жилые дома, здания соцкультбыта в городе и на селе, промышленные и гражданские объекты. Получил высшее образование в филиале Уфимского нефтяного университета.
– По опыту могу сказать, что самый универсальный рабочий на стройке – это каменщик. Здесь сноровка необходима и понимание, кирпич тоже чувствовать надо, – объясняет Самородов. – Не каждому дано правильно и красиво выводить кладку так, чтобы в итоге получилось большое качественное здание. К тому же, хороший каменщик может заменить монтажника, плотника-бетонщика, штукатура. А вот они его вряд ли заменят. Одним словом, король стройки.
Александр Самородов участвовал в возведении вспомогательных корпусов «Каустика» для получения поливинилхлорида, в реконструкции кислородного и 14-го цехов, градирен, строительстве цементного производства на «Соде». В те годы цемента отчаянно не хватало, и работу лично курировали члены Правительства БАССР.
– «Стерлитамакстрой» был гигантом отрасли, – вспоминает Александр Самородов. – И отличной кузницей кадров: почти все крупные руководители, ведущие инженеры городских строительных компаний когда-то прошли «школу» треста. Под моим началом в СУ-7 трудились от 40 до 60 человек – старший прораб вёл 6-7 объектов одновременно. Что ещё было хорошо в советские годы – строителей обеспечивали жильём. Спустя всего два года после трудо-устройства мне выделили однокомнатную квартиру, куда мы с супругой Татьяной и переехали.
УНИКАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Жилые дома, здания для культурных, сельскохозяйственных и социальных нужд – обычная работа строителя. А вот многие ли из представителей отрасли могут заявить о том, что строили аэропорт? Или водохранилище? Это штучные, уникальные объекты, возведение которых запоминается на всю жизнь. Александр Самородов – не исключение.
– Аэропорт мы начинали с первого колышка, – рассказывает он. – А заканчивали испытаниями, когда на пятикилометровую взлётную полосу успешно приземлился самолёт Ан-24. Строили в середине 80-х и средств не жалели. Зато жители юга Башкирии летали оттуда прямым рейсом в Москву. На открытие приехала съёмочная группа программы «Время» – таким эпохальным виделось событие.
Лучших строителей аэропорта, в их числе и Александ-ра Самородова, наградили путёвками в Чехословакию. Первая в жизни заграница удивила его заполненными магазинными полками – граждане СССР, чтобы купить колбасу, выстаивали трёхчасовую очередь. Жаль, но при рыночной экономике аэропорт в Стерлитамаке оказался заброшенным.
– Юмагузинское водохранилище строили всей республикой, – сообщает Александр Самородов. – Тогда я уже перешёл заместителем директора в «Строймеханизацию-1», и только от нашей компании были отправлены 50 единиц автотранспорта и другие механизмы. Мы были заняты на отсыпке плотины: свозили песчано-гравийную смесь и уплотняли её техникой. Стройка шла круглосуточно, я сам дневал и ночевал у Юмагузино два года. Интересно, что готовились несколько лет, а потом закрыли шлюзы и буквально за три часа перенаправили реку Белую в сторону гидроэлектростанции.
ИНОСТРАНЦЫ И РУССКИЙ ФУНДАМЕНТ
Руководителю строительства необходимы характер, знание дела, готовность нести ответственность за результат. Ошибка в строительстве чревата большими неприятностями. Будешь уступчивым – ничего не построишь. Или, хуже того, загубишь работу, принесёшь серьёзные материальные, имиджевые убытки.
– Никогда не забуду, как в Мелеузе в 70-х мы строили химкомбинат, меня в то время только мастером назначили, – доказывает примером из жизни Александр Сергеевич. – Заливали фундамент под оборудование и сдавали его французам, которые это оборудование поставляли, устанавливали и настраивали. Мы привыкли работать с небольшим допуском. А на французской технике болты входили в отверстия на фундаменте миллиметр в миллиметр. В общем, не подошли их станки к нашим фундаментам. Я интересуюсь у бригадира французов, что делать.
– Лямай! – на нетвёрдом русском отвечает он.
– Как ломать?! – опешили мы.
– Полностью!
Пришлось нам свою работу переделывать. Намучались – это сегодня раствор месят автоматические миксеры, а раньше для его изготовления требовалось немало физического труда.
«БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНЕМСЯ»
Последним объектом в тресте «Стерлитамакстрой» для Александра была детская поликлиника по улице Коммунистической, её сдали в 2000 году. Строили долго – в 90-е годы нередко случались проблемы с финансированием. Ключи от нового учреждения вручали первому президенту РБ Муртазе Рахимову. В том же году Самородов стал заместителем директора треста «Строймеханизация-1». Затем трудился на руководящих должностях в компаниях «Жильё», «Промстрой», «Инвестстрой». С недавнего времени работает исполнительным директором ООО «УСТК», которое занимается строительством зданий и дорог.
– Начиная с конца 80-х годов и заканчивая началом 2000-х, наша отрасль была гораздо мощнее, нежели сейчас, – замечает Самородов. – Теперь объёмы не те, и застройщиков мало. Их число сократилось в несколько раз после принятия поправок о долевом строительстве и введения эскроу-счетов. Да и Стерлитамак постепенно насыщается жильём. Впрочем, советское наследие исчерпывает свои ресурсы: жилые дома и промышленные гиганты нуждаются в обновлении, модернизации. Так что без работы мы не останемся. Радует, что в городе строятся школы, детские сады, дороги. Новые дворы обустраиваются – любо-дорого посмотреть. Бульвар напротив «Сити-Молла» просто замечательный. Мы туда приезжаем с внучкой на роликах кататься.
Как признаёт собеседник, отрасли больше угрожает не отсутствие заказов, а нехватка хороших специалистов, многие из которых трудятся по вахтам. При этом зарплаты в отрасли не сказать, чтобы низкие, но их надо именно зарабатывать. А молодёжь нередко желает получать деньги просто за факт своего присутствия в компании.
– У высокопрофессиональных каменщиков, дорожных рабочих ежемесячно выходит в горячий сезон от 40 тысяч рублей и более, – утверждает Александр Сергеевич. – На вахтах заработки повыше, но ведь семьи распадаются. Разве это нормально, когда жена и дети не видят мужчину по два-три месяца? Пока молодёжь идёт на местные стройки с неохотой. Хотя нам все нужны: каменщики, монтажники, дорожные строители, сварщики, плотники-бетонщики. А выручает «старая гвардия».
Александр Самородов, несмотря на должность исполнительного директора, не любитель кабинетной работы. Основную часть времени он проводит на объектах и в общении с заказчиками на местах. Отдыхать привык, переключаясь на домашние дела – в своём доме забот хватает. То траву надо подстричь, то что-нибудь в хозяйстве подправить или огород полить. По словам Александра, он с детства привык трудиться на земле, выращивать садово-огородные культуры.
– В наш профессиональный праздник желаю бывшим и нынешним коллегам здоровья, радости, благополучия, – говорит Александр Самородов. – И веры в то, что строительная отрасль никуда не пропадёт, не сгинет. Если растут многоквартирные дома, появляются новые школы, детские сады и другие здания, то и город живёт.
ФОТО АЛЕКСАНДРА ВОРОНОВА