Освобождение Белгорода
Контрнаступление Красной Армии началось утром 3 августа 1943 года. Войска Воронежского и Степного фронтов нанесли рассекающий удар в направлении на Богодухов, Валки, Новая Водолага. После трехчасового артналета при поддержке штурмовой авиации войска перешли в наступление. Далее в этот прорыв устремились передовые бригады 1-й и 5-й танковых армий и окончательно подавили оборону противника. Операция «Полководец Румянцев» началась.
Прорывать защитные порядки немцев было решено с применением уже показавшего свою эффективность в Орловской операции «огненного вала».
|
К исходу первого дня наступления оборона немцев была прорвана на глубину 20-30 км.
Утром 5 августа наши войска с трех сторон подошли к Белгороду. Являясь важным оборонительным рубежом на пути к Харькову, город был превращен в настоящую крепость. Все подходы были заминированы (только за 1 день наши саперы обезвредили свыше 16 тысяч мин), многочисленные доты и укрепленные огневые точки, связанные в единую сеть, опоясывали город.
Не щадя своей жизни отстаивают артиллеристы защищаемые рубежи под Белгородом, меткими выстрелами поджигая и уничтожая немецкие танки
После ожесточенных уличных боев к вечеру 5 августа Белгород был освобожден. В 6 часов утра первым ворвался в город 270-й гвардейский стрелковый полк 89-й стрелковой дивизии.
Столица салютовала войскам Центрального, Западного и Брянского фронтов, взявшим Орел, и войскам Степного и Воронежского фронтов, освободившим Белгород. А за городами закрепилось название «Город первого салюта».
ТАСС
Вестник фронтовой информации
АЧ 5/VIII-43 г.
Последние известия РФИ Лист 1 Вл
Белгород наш!
Воронежский Фронт, 5 августа. /спецкор. ТАСС/. Сегодня
Наши войска заняли город Белгород. Относительное затишье, царившее последние дни на Белгородском направлении, было кратковременным. Советские войска, ликвидировав июльское наступление немцев и отбросив врага на исходные позиции, вновь бросились на решительный штурм укрепленных позиций неприятеля.
Наступлению наших частей предшествовала тщательная разведка переднего края противника, его опорных пунктов, системы огня. Разведка велась днем и ночью на земле и с воздуха. Пользуясь данными разведками, саперы заранее обезвредили вражеские минные поля и уничтожили проволочные заграждения. Разведка помогла нашим артиллеристам засечь вражеские огневые позиции, а летчикам — нащупать места скопления фашистских танков и пехоты.
В последние дни перед началом нашего наступления советские войска в ряде мест навязали противнику бои, в ходе которых значительно улучшили свои позиции. Эти бои, хотя и носили местный характер, принесли немцам ощутимые потери и, что особенно важно, отвлекли их внимание от направления нашего главного удара.
Наступление началось на рассвете. В тот момент, когда наша пехота накапливалась для атаки, на вражеские позиции обрушила свой сокрушающий огонь советская артиллерия. Одновременно с воздуха противника атаковали наши штурмовики и бомбардировщики. С первых же минут боя советские самолеты стали хозяевами воздуха.
На смену одним отрядам приходили новые и новые эскадрильи краснозвездных самолетов, укрепленные позиции немцев были охвачены огнем и дымом.
Советские летчики и артиллеристы уничтожили огромное количество техники противника. В этом наглядно убедились наши пехотинцы, когда ворвались в расположение немцев. В некоторых местах были обнаружены не только разбитые отдельные орудия врага, но даже целые батареи и артиллерийские дивизионы. Организованным огнем, а нередко и штыковым ударом, вражеская пехота была отброшена с большими для неё потерями. Тогда вперед устремились наши танки. Многочисленные группы советских бронированных машин, прикрытые с воздуха мощными отрядами самолетов, сковали маневр противника, уничтожая его живую силу и технику. Уже первые часы боя, характерные исключительно четким взаимодействием всех родов наших войск, нанесли немцам тяжелые потери. Для того, чтобы заткнуть брешь в своей обороне, гитлеровцы были вынуждены спешно подтянуть резервы и с хода спешно бросать их в бой. На некоторых участках произошли встречные танковые бои. Советские части, ведя ожесточенные сражения в глубине обороны противника, продолжали продвигаться вперед. Задача состояла в том, чтобы не дать немцам задержаться на промежуточных рубежах. Бойцы били врага снарядом, пулей, штыком, гранатой.
Группа самоходных орудий, в состав которой входил расчет лейтенанта Кубаевского, поддерживала действия наших танков. Вражеские батареи вели сильный огонь. Кубаевский заметил, что немцы стреляют из опушки леса, и направил туда свое орудие. Двумя снарядами он разбил вражеское орудие, но и немцам удалось поджечь пушку.
|