Патриотизм по Савченко: в гостях у блокадницы
Жительница блокадного Ленинграда Тамара Александровна Савченко – частый гость Отдела гражданского и патриотического воспитания молодёжи. 1 октября юные патриоты сами пришли к ней в гости – по случаю Дня пожилого человека и в рамках своей традиционной акции.
Для ребят из клуба «Мы – россияне» и бойцов ВПК «Барс» Тамара Александровна определила диван, а сама села напротив, не забыв угостить всех конфетами. Выступления перед молодёжью для блокадницы не в новинку, поэтому о перипетиях своей судьбы она рассказывает без пауз и раздумий.
Когда началась война Тамара была совсем маленьким ребёнком – моложе всех её гостей. Семья в то время послушала деда, который говорил: «Никуда мы из Ленинграда не уйдём, пока отсюда не уйдёт армия». Он был участником Первой мировой войны и не сомневался в победе русских, хотя к 1941 году в живых у него остались лишь три дочери. Две как раз и жили в Ленинграде, в том числе мать Тамары Александровны.
В 1943 году матери не стало. «Не от голода погибла, а на улице», – так рассказывает Тамара Савченко. Чтобы не умереть самой, варила корни – из земли выкапывали мало-мальски съестное. В школе восьмилетнюю Тамару поили еловым и сосновым отваром – витамином от цинги.
Любимым угощением, по словам Тамары Александровны, тогда была лебеда. Её собирали и солили, много привозили и из Коми. Помимо этого для блокадного Ленинграда сушили картошку на печах. Иногда она доставалась Тамаре Савченко – так и дожила до снятия блокады.
Когда это случилось, её тётя уехала в Прибалтику к своей дочери, а Тамару устроила в детский дом, где та прожила четыре года. Была бойкой, часто отвешивала оплеухи мальчикам – пока детдом не сгорел. Тамару снова забрала к себе тётя, при ней она окончила среднюю школу. Работать начала рано, в 15, много занималась спортом. А вот в трудовом пути был лишь один крутой поворот: Тамара начинала швеёй, но очень скоро стала шофёром.
За рулём труженица была и в Ленинграде, и в Сосногорске, куда переехала с мужем и сыном в 1963 году. В 48 лет Тамара Александровна стала комендантом в жд-техникуме и вскоре ушла на пенсию. Сейчас она живёт в Ухте, «лодырничает», как сама говорит, высаживает цветочную рассаду, которая в этом году из-за поздней весны с созреванием опаздывает.
Сына у Тамары Александровны нет уже год – унесла онкология. Нет больше родных детей, но блокадница однажды взяла на воспитание девочку, мать которой трагически погибла. Сейчас этой девочке уже 42 года, и уже пять лет она живёт в США с мужем-журналистом. Накануне в Ухту звонила их пятилетняя дочь, которая почти не помнит русский язык, но смогла сказать: «Бабушка Тамара, здравствуй».
«Никогда не теряйте своих корней, – делает вывод ветеран и обращает его к своим юным гостям, – а патриотизм начинается с любви к семье».