Большой вклад в разгром врага внесли наши земляки-жители села Кильдюшево. На фронт было отправлено 307 человек. В числе их и мой прадед-Исаев Николай Григорьевич.
За независимость Родины отдали жизнь 193 человека наших односельчан. Благодарные потомки вечно будут помнить своих земляков, чьи имена начертаны на плитах памятников и обелисков, воздвигнутых в городах, деревнях и селах. Наши земляки не запятнали честь своего родного края. Низкий поклон Вам, дорогие Ветераны.
Мой прадед, Исаев Николай Григорьевич, родился 21 декабря 1924 года в поселке Красное Озеро в трех километрах от села Кильдюшево. Воспитывался в семье колхозников. Мать, Исаева Екатерина Семеновна, всю свою жизнь проработала в колхозе, а отец, Исаев Григорий Семенович, был учетчиком в тракторном отряде в Кильдюшево. Детство у него было не из легких, т.к. учеба совмещалась с трудовой деятельностью. После окончания сельской школы, имея 4 класса образования, закончил курсы трактористов. Стал работать по своей специальности. Их в семье было одиннадцать детей, а выжило только двое. Он и его брат Дмитрий. Когда началась Великая Отечественная война, ему не было и 17 лет.
20 июня 1942 года он был призван на фронт Больше-Тарханским (ныне Тетюшским) Районным Военным Комиссариатом (Р.В.К.) в ряды Действующей Армии. Так начался боевой путь молодого солдата.
Сразу же на следующий день их посадили на эшелоны и отправили во Владимир, проходить подготовку молодого бойца, где в то время находилась учебная школа пехоты. Шесть месяцев, с июня по ноябрь, он проходил подготовку во Владимире. Во время этой подготовки их спросили, в каких родах войск они хотят воевать, на что мой прадед ответил, что хочет воевать в разведке. Затем их отправили на фронт. Мой прадед, как и многие другие солдаты из этой школы пехоты, попали служить в разведку. Служил он на Ленинградском фронте. Сначала в Ленинграде, в блокаду. Затем их отправили в Советскую Эстонию. После этого его направили в Латвию. По распределению в сентябре 1942 года мой прадед попал сначала 353 учебный полк, в должности командира отделения. Затем в ноябре 1942 года в 172 стр. полк, в должности разведчика. Потом в феврале 1943 года по апрель 1945 года в 492 отдельно разведывательную роту, в должности командира отделения. Так продолжался его долгий военный путь.
Он с ноября 1942 года по 1944 год служил в Ленинградской области, во время блокады самого города – Ленинграда.
Из воспоминаний: «Шел 1943 год. Ленинград оставался в блокаде. Перед армией стояла задача прорвать ее любыми способами. Но наугад в наступление не пойдешь, прежде необходимо добыть сведения о реальной силе врага, узнать расположение частей. Вся ответственность за прорыв блокады Ленинграда, казалось, легла на полковую разведку. Укрывшись в деревьях, две недели наблюдали в бинокль за жизнью немцев. Записывали все: где находятся пулеметы, где сидят ракетчики. Но главные сведения мог дать только «язык». За ним и пошла наша разведгруппа...
В тыл врага группа из 16 человек прошла незамеченной. Фрица взяли без шума. Заткнули ему рот, засели в лесу до вечера, чтобы обратно пройти по темноте. Только к своим пришлось продвигаться с боем: немецкая охрана открыла огонь. Фриц, надеясь, что его отобьют, упирался изо всех сил, вчетвером едва тащили. Ребята для скорости его «финкой» сзади подстегивали, только тогда понял он, что лучше не сопротивляться. Остальная часть группы прикрывала «ценный груз». «Язык» и в самом деле достался большой ценой. Двоих разведчиков в том бою убило, нескольких ранило, в том числе и меня в плечо. Бойцы, отстреливаясь, несли с собой и убитых, и раненых. В разведке закон строгий - никого на территории врага не оставлять. Пролежал я в госпитале 4,5 месяца».
После выздоровления снова на фронт. Было и второе ранение, снова госпиталь и опять на фронт.
После того как блокада была прорвана Советской Армией в 1944 году, его роту, состоящую из 120 человек, на катере десантировали в Советскую Эстонию. Сначала они должны были десантироваться на остров Дага, где они должны были отразить любые атаки фашистов и освободить остров от них. Они там пробыли 3 месяца. Сразу же потери их были очень велики, только при высадке они потеряли более половины роты. Но они мужественно отстояли, за 3 месяца освободили остров от немцев. Затем их на катерах передесантировали на остров Эйзера, где должны были освободить остров от фашистских захватчиков. Там они пробыли еще 2 месяца. После Советской Эстонии, дивизию, где служил мой прадед, переправляют в Латвию, для освобождения ее от фашистов. После освобождения Латвии, их базируют в Курляндии, западной части Латвии. Базируясь в Курляндии, они продолжали ходить в тыл врага, добывая ценную информацию для Советского командования. 8 мая 1945 года, где-то в 11-12 часов к ним на наблюдательный пункт прибежал командир дивизии и объявил о том, что фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Наступил день окончательного разгрома Германии, день Великой Победы нашего народа над фашизмом. Все радовались и поздравляли друг друга с Великой Победой над нацизмом.После войны ещё 2 года служил срочную и в 47-ом вернулся в свой поселок».
Женился. Взял в жены девушку из села Кильдюшево – Екатерину Семёновну Сильвестрову. Воспитали они троих сыновей и одну дочку. Кем он только не работал: шофёром и скотником, механиком и экспедитором, валил лес и строил дома. И вот в начале семидесятых попал поселок в бесперспективные. Люди уезжали в города. Стал зарастать поселок бурьяном. Вот так в 1974 году и оказались они в молодом, растущем городе Тольятти. Там он работал в УГЭ слесарем. В 2004 году не стало моей прабабушки. В декабре прошлого года исполнилось прадеду 90 лет. Он считает себя самым богатым и счастливейшим человеком на земле, потому что у него 8 внуков и 12 правнуков. По состоянию здоровья в 2009 году он вынужден был переехать к дочери, в Кильдюшево.
Награды: Орден Славы 3 степени, Орден «Отечественной войны», медали: Жукова, «В память 300-летия Санкт-петербурга», «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «За Отвагу», «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией».