Ландшафтный дизайнер трубчевского парка рассказала о цветах
Флориография, или наука о языке цветов, появилась в далекие времена на Востоке, в частности, в Турции. В Европе о «языке цветов» узнали в середине 18 века благодаря английской поэтессе и путешественнице леди Мэри Уортли Монтагю. В своих «Турецких письмах» – первом произведении светской женщины о мусульманском Во-стоке – она рассказала соотечественникам об особом турецком цветочном языке любви – «Селаме». Идея оригинального цветочного шифра, с помощью которого можно было без слов признаться в любви, попросить о свидании, сообщить о разрыве отношений или сделать тонкий комплимент, стала крайне популярна среди образованного населения Европы: издатели бросились составлять и издавать «цветочные словари», а дамы и их кавалеры – изучать и использовать этот язык цветочных символов в общении.
С течением времени нежный и ароматный язык цветов менялся, приспосабливался к особенностям территорий, на которых его использовали: ведь в каждой местности – свои цветы, свои предпочтения, свои фавориты среди цветочного мира. В современном мире знание флориографии упростилось до общих понятий: количество цветов в букете, их цветовая гамма. Мы все так же любуемся этими чудесными созданиями, выращиваем их на клумбах и в цветочных горшках, с радостью дарим и получаем букеты. И уже почти не вспоминаем, что на этом красивом и ароматном языке можно неслышно и тонко говорить о чувствах, что когда-то цветочный язык был одним из самых откровенных и сокровенных, «седьмым органом чувств» человека.
Чтобы напомнить нашим читателям о полузабытом языке цветов, в один из солнечных сентябрьских дней мы отправились в любимое место отдыха и неспешных прогулок трубчан и гостей города всех возрастов – в Трубчевский парк им. М. Горького, который в весенне-летне-осенний период благоухает десятками цветочных ароматов, радует глаз всевозможными оттенками цветов и расцветок, удивляет причудливыми формами и сочетаниями, где побеседовали о некоторых цветах, выращиваемых здесь, с ландшафтным дизайнером парка Т. А. Никифоровой (на снимке).
РОЗА
– Несомненной королевой и фавориткой большинства посетителей нашего парка является роза, – рассказывает Татьяна Александровна. – Это эффектный, нежный, потрясающе красивый цветок. И достаточно капризный, как и положено нежной красавице.
В уходе за ней, подчеркивает Т. А. Никифорова, всего должно быть в меру: полив – умеренный (от слишком частого полива розы могут захворать, сбросить бутоны и листву, от слишком редкого – сохнуть и также терять листья и пышные шапки соцветий), удобрения (комплексное удобрение для роз) – тоже в меру, обрезка – еженедельная, но «без фанатизма» (сухие ветки с отцветшими бутонами обрезают на полтора-два сантиметра выше следующей цветочной почки), обработка от вредителей – по мере появления желающих полакомиться цветами (особенно любит «вкусные» листики роз прожорливая тля). Розы любят солнышко.
В нашем парке розе выделили в единоличное пользование несколько больших клумб: самую «комфортабельную», центральную – у фонтана, недавно разработанную – в глубине парка, а еще – небольшую, но эффектную – узкую клумбу-«ленточку» – вдоль одной из аллей, на которой, словно украшения на масляном торте, пышно цветут кустики почвопокровных удивительно нежных розовых роз. На центральной парковые хозяюшки создали настоящий причудливый ковер из цветов в несколько десятков расцветок. В основном, здесь радуют глаз розы парковые чайно-гибридные, английские, плетистые. Алые, кремовые, белоснежные, розовые, оранжевые, солнечно-желтые, фиолетовые, салатовые, с прожилками, полосами и вкраплениями не-скольких цветов, двух- и трехцветные – всех не перечислишь.
На языке цветов роза – признание в самых добрых и искренних чувствах: красная – «Я люблю тебя», страсть, обожание; белая – «Ты – ангел!», чистота, невинность, скромность и нежность, юность и очарование; кремовая – «Ты – совершенство!», элегантна, гармонична, совершенна; розовая – «Поверь мне», нежность, забота, счастье быть рядом; желтая – «Ты – солнце для меня», счастье, радость, восхищение.
ХРИЗАНТЕМЫ
Хризантемы – цветы, похожие на мохнатые звездочки в густой зелени листвы, очень красивые, но весьма неприхотливые, – продолжает знакомить нас со своими подопечными Татьяна Александровна. – Посадили – поливайте вовремя (если иногда и забыли – не беда: полили, она и пришла в норму), подкормили два-три раза за сезон. К составу почвы непривередливы – для них не обязательна черноземная земля, неплохо себя чувствуют и на песчаных, глинистых и на обедненных почвах.
Хризантемы любят солнышко, но не прямое, лучше – полутень. В парке у нас они представлены в нескольких видах: мультифлора и зимующие в открытом грунте. Желтые, белые, фиолетовые, кремовые, красные и множество других расцветок.
А на языке цветов хризантема – символ счастья, богатства и долголетия, радости, со-страдания, оптимизма. Красные – любовь и страсть, белые – чистота и невинность.
БАРХАТЦЫ
– Ярко-оранжевые, солнечные даже в серую, пасмурную погоду бархатцы, расцветка которых бывает всех оттенков желто-оранжево-коричневого цвета, с вкраплениями, пятнышками и полосками – любимые цветы дачников и флористов городских клумб, – характеризует очередного представителя парковой флоры наш «экскурсовод».
– Кроме яркой и радостной внешности бархатцы отлично дезинфицируют почву, борются с паразитами, отгоняют вредных насекомых. Их терпкий и специфический (но достаточно приятный) запах неплохо влияет и на здоровье человека: успокаивает, улучшает настроение, дарит положительную энергию, даже повышает иммунитет. В парке у нас огромное количество их видов и расцветок.
К поливу и подкормкам эти пестрые цветы нетребовательны, в обрезке и прополке практически не нуждаются. Единственное, что нужно сделать, – это осенью не упустить момент и собрать из семенных коробочек созревшие иголочки-семена.
Бархатцы ассоциируются с теплом и солнцем, в Китае, их, кстати, называют «цветы тысячи лет». Они «шепчут» о процветании, благополучии, богатстве, изобилии. Подарить этот цветок – пожелать здоровья, благополучия, одарить положительной энергией, которая направит и даст силы для борьбы с трудностями и преградами на жизненном пути.
ГЕОРГИНЫ
– В мире существует более 57 тысяч сортов георгин. В нашем парке, конечно, не столько, – улыбается Т. А. Никифорова, показывая очередного обитателя многочисленных парковых клумб. – «Помпонные», махровые, игольчатые, однолетние, многолетние, красные, белые, желтые, розовые, темно-бордовые, сиреневые и другие.
Георгины еще более неприхотливые цветы, чем хризантемы. Можно сказать, что не боятся ничего: ни засухи, ни солнышка, ни тени. Единственное, что под тяжестью собственных соцветий, может обломиться достаточно хрупкий и тонкий трубчатый стебель высоких сортов георгин, поэтому их нужно подвязывать к опоре и высаживать в местах, защищенных от ветра. Полив – нечастый, удобрение – изредка.
– Впрочем, – подчеркивает Татьяна Александровна, – сколь бы ни были некоторые сорта цветов неприхотливы, каждый из них, бесусловно, нуждается во внимании, уходе. бережном отношении.
А на своем беззвучном цветочном языке георгины говорят о всепобеждающей силе жизни, о стойкости, свободе, неприступности, гордости. Их преподносят в знак искреннего уважения и дружбы.
(Продолжение – в следующих номерах).
О. АНЦИФЕРОВА.
Фото автора.