Крути педали, пока не дали вертолет

Еще одна мировая акция нашла отклик в Туле — в четверг некоторые горожане отправились на работу на велосипеде. А если так каждый день? Насколько это комфортно — передвигаться по улицам Тулы на двух колесах? Это выяснял наш корреспондент.
Каждое утро тысячи туляков преодолевают несколько километров, чтобы попасть на работу, на общественном транспорте или в собственном автомобиле. И стоят в пробках, особенно если ехать приходится через центр. Порой после езды в утренний час пик человек добирается до офиса в таком состоянии нервной системы, будто уже конец рабочего дня. И мающиеся в пробках водители часто с завистью наблюдают в окно своего авто, как велосипедисты легко объезжают стоящую вереницу машин.
Суть акции легко понять по названию — «На работу на велосипеде». Организаторы призывают всех пересесть на велосипеды. Хотя бы на один день. Каждый год в акции принимают участие жители сотен городов мира. Перед тем как влиться в ряды участников акции, необходимо пройти процедуру регистрации. От велосипедистов требуется ответить на несколько простых вопросов: указать фамилию и имя, а также количество километров от дома до работы и обратно. Это нужно сделать для того, чтобы определить
Чем чревато
Испытать, что ощущает двухколесный ездок, передвигающийся по Туле, автору этих строк помог велосипедист со стажем Денис Ворошнин. Он исколесил на велике практически весь наш город.
— Сегодня велосипедистов в Туле много. Это и совсем юные, и зрелые, и пожилые люди. Отрадно, что с каждым годом сторонников езды на велосипеде становится все больше. Это можно видеть хотя бы по участникам велопробега 1 мая…
Однако, по словам Дениса, город едва ли готов к массовому пересаживанию жителей на велосипеды:
— Можно с уверенностью сказать, что Тула не приспособлена для велосипедистов. Если люди ездят по тротуарам, то сталкиваются с самой распространенной проблемой — плохой съезд или вовсе его отсутствие. Особенный дискомфорт это доставляет начинающим велосипедистам и девушкам. Падение
И эта проблема не единственная. Передвигаться по городу достаточно сложно: по дорогам — опасно, а по тротуару — неудобно. Тем не менее делить дорожное полотно проще с пешеходами, чем с автомобилистами. У машины есть мертвая зона сзади и сбоку — водитель часто не видит, что к нему пристроился велосипедист, одно движение рулем — и двухколесный может оказаться в больнице. Конечно, и среди пешеходов бывают недовольные, но они безопаснее для велосипедиста, чем автомобилисты.
Денис ездит на велосипеде всю свою сознательную жизнь и уже не представляет себя без него. Это и спортивный снаряд, и средство передвижения, и инструмент для получения удовольствия. Чем париться за баранкой, лучше прокатиться на работу на своих двоих, сделав попутно пару кружков вокруг парка, считает велолюбитель.
Другая проблема — хороший педальный конь недешев (до нескольких десятков тысяч рублей) и потому представляет интерес для воров. Без присмотра оставлять его надолго Денис не решается. Он говорит, что замки спасают в том случае, если велосипедисту нужно отлучиться на несколько минут в магазин. Другое дело — провести несколько часов на учебе или на работе. Бывает, люди находят вместо своего велосипеда пристегнутое к дереву одно колесо. Или велик уволакивают вместе с фрагментом забора, к которому он приторочен.
При этом, как показывает практика, велокражи раскрывают крайне редко. Поэтому и заявляют о них пострадавшие нечасто.
Не везде, но кое-где
Разжившись велосипедом, я решила попробовать, каково это — не просто покататься кругами, а доехать по Туле из точки «А» в точку «Б». Первая же трудность — выезд из офиса: редкая девушка без посторонней помощи (каковая по условиям эксперимента не предусмотрена) легко поднимет двухколесную железяку и бодро вытащит ее на улицу по коридорам и через двери. С трудом, но справилась, хотя и перепачкалась.
Итак, давление в шинах — нормальное, можно отправляться в путь.
Только я обрадовалась солнечному дню и хорошей погоде, как огорчила огромная яма с водой. И это практически в центре города. Ее объезд подразумевал выезд на проезжую часть, а этого мне, как начинающему велосипедисту, делать не хотелось.
Поскольку мой эксперимент проходил в обеденное время, трафик пешеходов, как говорит мой инструктор Денис Ворошнин, на тротуарах вполне приемлем, чтобы передвигаться, не мешая друг другу. Не создает особого дискомфорта и дорога, вымощенная плиткой. Другое дело съезды и бордюры — когда все это делалось, о велосипедистах, судя по всему, думалось в последнюю очередь. Какие тут трюки с ездой с поднятыми вверх руками — не загреметь бы и в обычном режиме, то есть вцепившись в руль.
Где раздолье велосипедисту, так это там, где есть настоящие велодорожки — в Туле такие имеются в Белоусовском парке, например. Но чтобы туда добраться, часть пути пришлось преодолеть по проезжей части. Хоть и небольшой поток машин на Первомайской был, но движению препятствовали припаркованные у бордюра авто. В этот момент не знаешь, чего бояться больше — сделать царапину на лакированном боку
Зато в парке на велосипедных дорожках — благодать. Асфальт — ровный, ширина — достаточная. Но все равно нужно быть внимательной: встречаются пешеходы, мамы с колясками. Хотя у них есть свой тротуар, по велосипедному пути, наверное, удобнее. Велосипедные дорожки в Туле есть еще в Комсомольском парке и на Красноармейском проспекте от Советской до Фрунзе и далее вверх до ЦПКиО.
По словам Дениса Ворошнина, активисты велодвижения регулярно общаются с администрацией города с целью подвигнуть ее на создание условий для велосипедистов. Однако понятно, что это задача не одного года.