Хороша Кузёма! Как ветераны водного туризма покоряли Северную Карелию
Четыре бывалых и двое относительно молодых туристов Прошли «на своих двоих», проплыли на плотах и лодках, прошагали на лыжах лет десятки тысяч километров от Саян до Кавказа, от Хибин до Соловков и Приполярного Урала.
Четыре бывалых и двое относительно молодых туристов подались подальше от массовых очагов коронавируса. Выбрали одну из сотен дивных рек Беломорья.
На коварных перекатах
Едва собрали и накачали резиновые гондолы, спустили на воду тримаран собственной конструкции, то совсем забыли про возраст – стали рисковать на коварных перекатах и порогах. А после многочисленных передряг с топляками и мелями восхищённо восклицали: «Хороша Кузёма!».
Кузёма – это студёная, норовистая, мало изученная карельская речка, берущая начало у российско-финской границы и впадающая в Белое море.
Туляки прошли по ней больше 60 километров в несколько этапов до самого Белого моря, преодолевая преграды и любуясь неповторимыми красотами северной природы.
«Планировали пройти 200 км, в том числе вдоль побережья Белого моря, но, когда выплыли в море, поднялся сильный встречный ветер и началась высокая встречная волна. Если бы пошли дальше, могли не успеть на станцию Кемь, откуда отправлялись домой, пропали бы билеты. Благоразумно вернулись назад, наслаждаясь природой, в деревушку, где у людей были машины, чтобы нас вовремя отправить», - рассказывает известный тульский фотожурналист Вячеслав Малахов.
... Девственно чистые озёра с обилием рыбы, сосновые и еловые леса. Белые грибы и разны ягоды, хоть косой коси.
«После утомительной гребли по извилистой речке, где на мелях и у разбитых паводком мостов мы перетаскивали тримаран, привал был для нас желанным и приятным, - рассказывает мэтр тульского водного, пешего и лыжного туризма, 74-летний Виктор Григорьевич Черепович. - Мне ребята доверили кашеварить. Часто готовил уху, грибную лапшу из собранных нами боровиков, жарил шашлыки из выловленных на спининг щук и окуней. В жаркие дни нас спасал чай из черники, морошки. А десяток банок тушенки, взятых с собой в путь, пригодились лишь в поезде, когда возвращались со станции Кемь... В общем, меню у всех вызывало радость».
Она за ними не угонится
«Ну, а дрова для вкусных обедов и ужинов у костра регулярно добывали в хвойных чащах отпускники – сотрудники оборонного предприятия Максим Свинолупов и Михаил Чернышов, - добавляет командор речного тура по Карелии, заслуженный мастер спорта по туризму Юрий Бурцев. - Они же зачастую стояли на вёслах, подменяя нас, стариков... Я прокладывал маршрут восьмидневного путешествия, обустраивал места стоянок, отвечал за безопасность. Бдительность не была лишней и однажды помогла нам спугнуть змею-гадюку, едва не заползшую в палатку... »
Кстати, Юрий Бурцев вместе со своими товарищами - Вячеславом Малаховым (ему уже 82 года!) и самодеятельным поэтом «от туризма» Геннадием Самейщевым прошли «на своих двоих», проплыли на плотах и лодках, прошагали на лыжах за пятьдесят с лишним лет десятки тысяч километров от Саян до Кавказа, от Хибин до Соловкови Приполярного Урала.
Они молоды душой, выносливы телом, закалены стужами, ливнями, жарой. На хвори и дряхлость не жалуются. А песня со словами «Старость меня дома не застанет. Я в дороге, я в пути!» - это точно и про них. Да и угнаться за ними она не сможет.