У тульской воды — привкус беды
Тульский природоохранный прокурор Нархан Ахмедов считает, что в Тульской области беда с водными ресурсами. Это касается рек как больших, так и малых, озёр, прудов, а также залежей подземных вод, которыми регион далеко не богат. Даже родниками в последние годы тульская земля заметно оскудела.
Огромную тревогу вызывает состояние Оки, главной водной магистрали нашего края. Крупнейший правый приток Волги с начала этого века катастрофически теряет в посадке уровня, река мелеет, что негативно сказывается и на запасах водных ресурсов, и на возможностях судоходства, и на пополнении рыбой, и на сохранении красоты береговой линии, и, в конечном итоге, на состоянии главной русской реки. Нацпроект, направленный на оздоровление Волги, конечно, не может оставить без внимания и Оку, нуждающуюся сегодня уже не в проведении косметических мероприятий, а в серьёзнейшем и всестороннем лечении, если не в реанимации.
Нархан Ахмедов рассказал на заседании, организованном общественной палатой Тульской области и посвящённом состоянию тульских водоёмов, их береговой зоны, и прежде всего, Оки, о том, что оздоровление основной водной артерии региона не будет успешным без правильного подхода к контролю за состоянием мелких водных объектов — малых рек, речушек и ручьёв. Они несут свои воды как в саму Оку, так и в её основной приток — Упу.
Тульская область — регион промышленный, да и сельское хозяйство в последнее время стало одной из основных точек экономического роста, а вот к очистке стоков в соответствии с современными требованиями мало какие предприятия подходят с должной мерой ответственности. По словам природоохранного прокурора, случаи загрязнения водных объектов выявляются тысячами, и штрафы на нарушителей накладываются немалые, но это далеко не всегда служит побудительным мотивом к строительству очистных сооружений современного уровня.
Поясняя ситуацию, председатель комиссии по экологии региональной общественной палаты Вадим Баранов добавил, что только 10 процентов стоков отвечают нужному уровню, а особый урон речной экологии наносят предприятия ЖКХ. В Алексине, например, от них сильно страдает речка Мышега.
Участвующие в заседании представители министерства экологии и природных ресурсов, а также руководители предприятия «Канал им. Москвы» поделились интересной информацией о методах лечения Оки. Так, в рамках федеральной программы на очистку части русел Упы в Одоевском районе и Оки — в Белёвском должно быть освоено в течение двух лет порядка 75 миллионов рублей. В 2021 году — 45 миллионов. Московские гости, отвечающие за организацию порядка в движении водного транспорта и рыболовстве, рассказали о том, что Ока из практически полностью судоходной превратилась во фрагментарно судоходную. Хотя ещё в восьмидесятые годы в период навигации пассажиропоток достигал более 250 тысяч человек, и это не было пределом. А сейчас он практически иссяк. И это беда и для транспортной отрасли, и для туризма.
Но выход, по мнению водных дорожников, по повышению уровня Оки есть. Увеличения водности можно достичь с помощью низконапорных плотин. Таковых для обеспечения судоходства вплоть до Калуги требуется четыре: три в Московской области, одна — в Алексине. Стоят они недёшево — от 4,5 до 7,5 миллиардов рублей, но игра по спасению «жемчужного ожерелья России», как называли Оку ещё в царское время, стоит свеч. И главное сегодня — успеть с предложениями для вхождения в федеральную программу по мерам оздоровления экологической ситуации в Тульской области и, в первую очередь, Оки.
Галина Фомина, председатель общественной палаты Тульской области, подводя итоги заседания, отметила его конструктивизм. Сформулированные предложения участников дискуссии по оздоровлению Оки и её притоков будут переданы в правительство региона для дальнейшей работы.