Был и писателем, и врачом: как Викентий Вересаев стал всемирно известен
В единственном в России доме-музее писателя можно увидеть экспонаты, погружающие в особую атмосферу традиций дворянской семьи
Старинные томики Пушкина на полках этой домашней библиотеки соседствуют со словарями по медицине XIX века и энциклопедиями по истории, философии, искусствоведению. И это негласное соперничество литературы и медицины было и состоянием души Викентия Вересаева. Он был и врачом, и писателем. Говорил, что так легче познать человеческое естество. Познавали его в семье Вересаевых в том числе за круглым столом. Это была традиция – читать вслух на русском, французском, немецком, итальянском, английском и даже на древнегреческом и латинском языках.
Родители писателя Вересаева были благотворителями и меценатами. Его отец работал врачом, мать организовала первый в Туле детский сад. Дворянское гнездо в самом центре города собирало вокруг себя и научный цвет общества, и богему. Дети впитывали знания не только от родных, но и от многочисленных гостей.
Главной традицией в семье писателя были большие семейные праздники. Сейчас их бы назвали тематическими вечеринками. Девочки играли на фортепиано, мальчики – на скрипке. Устраивали прямо дома домашний театр. Погрузиться в ту атмосферу помогают экспонаты дома-музея. Большинство из них принадлежали Вересаевым. Кажется, вот-вот откроется дверь, и в комнату вбежит веселая детвора. И будет кадриль и вальс. И теплота, и забота – в том числе и о чужих детях. Молва об этом облетела губернию еще при врачевании отца Викентия Вересаева – Викентия Игнатовича. Его называли «сладким доктором»: для каждого маленького пациента у него всегда была в кармане конфета.