Вечно молодой стройотряд
В 2014 году исполнилось 55 лет движению студенческих отрядов России и республик СССР, а также 10 лет Молодежной Общероссийской Общественной организации «Российские студенческие отряды».
Началом движения студотрядов в СССР считается 1959 год, когда 339 студентов физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова во время летних каникул добровольно выехали в Казахстан, на целину. Их примеру последовали тысячи студентов из всего Советского Союза. Через несколько лет ССО перешли на ударные комсомольские стройки страны. За годы существования движения студенческих отрядов (с 1959 по 1991 годы) в их работе приняло участие почти 13 миллионов юношей и девушек. Особенно «урожайным» оказался 1985 год, когда в рядах добровольцев насчитывалось 830 тысяч человек. В Тверской области (на тот момент Калининской) первый стройотряд из 1600 бойцов был создан в 1967 году. Его командиром был Вячеслав Миронов, ставший впоследствии ректором и президентом Тверского технического университета (с 1997 по 2001 год занимал пост председателя Законодательного Собрания региона).
Возрождение движения стройотрядов приходится на 2004 год. 17 февраля 2004 года в Москве, в Государственном Кремлевском Дворце, был проведен Всероссийский форум студенческих отрядов, посвященный 45-летию существования движения, и учреждено МООО "Российские студенческие отряды". За время возрождения в организацию «Российские студенческие отряды» вступило более 230 тыс. участников из 72 субъектов РФ. Тверская область – одна из них.
О прошлом, настоящем и будущем движения студенческих отрядов – наша беседа с председателем Законодательного Собрания Тверской области (в прошлом – стройотрядовцем) Андреем Епишиным.
Короткое досье
Знакомьтесь: Андрей Епишин. Выпускник физтеха (московского физико-технического института). Ныне – председатель Законодательного Собрания Тверской области. Во время учебы в институте возглавлял комсомольскую организацию факультета, был командиром штаба студенческих строительных отрядов. В составе стройотрядов работал в различных уголках нашей страны. Строили жилье, различные объекты на Сахалине, Алтае, в других регионах России. Считает, что стройотряд - «это настоящая школа жизни, в которой приобрел многие ценные навыки, пригодившиеся в дальнейшем».
- Андрей Николаевич, попасть в хороший стройотряд всегда было непросто. В годы расцвета стройотрядовского движения это был чуть ли не единственный шанс для студента заработать за лето неплохие деньги. Но только ли деньги манили молодежь? По большому счету стройотряды стали для многих первой самостоятельной ступенькой в жизни. К тому же в свое время в стройотрядах на равных таскали кирпичи будущие миллиардеры, политики, ученые, предприниматели и инженеры.
- Вряд ли покажусь оригинальным, если скажу, что стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание творческого коллективизма, уважительного отношения к любому, даже самому тяжелому труду. Кроме того, стройотряды были важным институтом социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи.
У нас в Физтехе (московском физико-техническом институте, МФТИ) возможность попасть в стройотряд была практически у каждого студента – требовалось лишь желание. Все мы после первого или второго курса прошли школу стройотрядов. После третьего и четвертого курса – там уже были размышления, ехать или нет, но решение принимал сам студент. Кстати, у каждого института были исторически сложившиеся дислокации, а «престижными» считались отряды с преемственностью командиров, с опытом. Попасть в такие отряды, действительно, было сложнее: как правило, их костяк составляли студенты старших курсов, прошедшие не одну «целину» («целина» – сезон работы. - М. И). Понятно, что студенты, которых туда отбирали в качестве командиров и комиссаров, берегли свою репутацию, которая, кстати, зарабатывалась тяжелым трудом.
- А чем для Вас лично стал стройотряд?
- Наверное, говоря кратко, школой жизни. То есть той жизни, которую узнаешь не из книг и кино, где все красиво и довольно приглажено, а жизни, где есть работа до кровавых мозолей, дикая усталость и друзья, готовые подставить плечо, когда совсем не остается сил.
В составе студенческого стройотряда я впервые попал на стройплощадку, держал в руках настоящие чертежи, получил возможность на месте освоить несколько строительных специальностей. Знаете, тот мой опыт и сегодня помогает. Например, в должности председателя Заксобрания мне часто приходится сталкиваться с вопросами строительства при утверждении той же адресной программы или рассмотрении регионального бюджета. Везде нужны знания, основы которых я получил еще в стройотряде, пройдя все ступени: от бойца до командира. Кстати, учебу у нас проводили достаточно грамотно – я знал четко количество кирпичей на куб кладки, мог быстро, а главное, правильно, составить смету. То есть, мы тогда получили бесценный опыт организационной работы плюс практические знания по ряду рабочих специальностей.
Что еще важно. Для тех стройотрядовцев, кто был командирами или комиссарами – это еще и хорошая практика общения с руководителями разного уровня по различным вопросам. Приходилось заходить в кабинеты и главных инженеров, и директоров, и первых секретарей горкомов и райкомов ВЛКСМ. Опыт выстраивания отношений с руководством предприятий и организаций, умение вести переговоры, решать вопросы, договариваться – это дорогого стоит.
- Сложно ли было совмещать учебу в престижном вузе и должность командира штаба ССО?
- Дважды я был командиром стройотряда, потом целый год был ответственным за стройотрядовское движение на факультете - командиром штаба. Но тогда у меня уже был существенный опыт работы, в том числе в «полевых» условиях. Если честно, то эта деятельность не отнимала много времени и совсем не мешала учебе. Основная задача сводилась к созданию условий для обучения новых командиров. По большому счету, это организационная работа. В Физтехе не было круглогодичного отряда, хотя во многих вузах такая практика существовала. В 80-м году, например, на железной дороге круглый год работал стройотряд, который обслуживал поезда дальнего следования. В таких отрядах, конечно, тем, кто занимался организацией их работы в институтах и на факультетах, приходилось постоянно, как говорится, «быть в тонусе». У нас было значительно проще: ответственность за работу отряда в течение года – это что-то вроде, так называемой, общественной нагрузки.
- С оплатой не обижали?
- Нет, такого не припомню. Во многом оплата зависела от грамотных действий командира отряда, комиссара и мастера – их задача так организовать работу, чтобы не было простоев и отставаний от графика, чтобы наряды закрывались правильно. Опять же – мы «внедряли» различные технологические решения, которые находили сами или которыми с нами делились коллеги. В целом, зарабатывали довольно прилично. Но опять же, отряды, работавшие в Подмосковье, получали в три-пять раз меньше, чем те, кто трудился на объектах на Дальнем Востоке или на Сахалине.
- У стройотрядов был специальный церемониал и жесткая внутриотрядная иерархия. У каждого стройотряда была своя символика и своя стройотрядовская форма. Куртка-строевка (иначе – бойцовка) – предмет особой гордости каждого бойца стройотряда. Для чего был нужен такой почти армейский принцип организации и символики?
- Здесь не соглашусь. Скорее это не армейский принцип, а система, созвучная принципу, по которому выстраивались комсомольские организации или пионерские отряды. Опять же, определенная иерархия необходима - в плане поддержания дисциплины и порядка. Стройотряд как временная производственная единица должен иметь определенную организационную форму. Так сложилось, что именно такая форма – иерархического подчинения - хорошо работала.
А вот символика – это уже что-то больше связанное с романтикой. Куртки стройотрядовские, конечно, ценились и «кочевали» вместе с нами с объекта на объект. Как правило, на куртке была эмблема и название отряда.
- А как назывался ваш отряд?
- О, это сложно. Наш отряд назывался «Подмосковье G-фактор». Почему? Даже не знаю. Как-то само так получилось. Чем непонятнее – тем интереснее. А уж каждый додумывал сам. У нас даже песня своя была, и мы с ней выиграли творческий конкурс, кажется, на звание лучшего стройотряда. Помнится, за хорошую работу стройотряд нашего факультета послали в Болгарию – своего рода поощрение такое было. Вообще, это правильно, что действовала система поощрений, стимулировались реальные дела, инициатива в каждой точке молодежной среды. Полагаю, что все это можно взять на вооружение современным студотрядам.
- Стройотрядовская романтика дала огромное количество стройотрядовской лирики - песен, стихов и прочего студенческого фольклора. Припомните что-нибудь физтеховское…
- Ну, это тоже сложно. Вот так, сразу… и стихи. Хотя пару веселых случаев из жизни – пожалуйста.
Наш стройотряд – сплошь парни. Физтех, сами понимаете. Как-то работали в Волокаламском районе, совхоз «Панфиловский». Шефами у совхоза был Гидрометцентр (помогали в уборке урожая, прополке и так далее). Работали шефы посменно – каждую неделю заезжали новенькие. И в основном девушки. Кстати, очень симпатичные. Вот это и была романтика. Тогда у нас чуть половина отряда не женилась.
Еще один год работали на строительстве. Ну и как это часто бывало на стройках, не подвезли вовремя бетон. Работа встала. Ждали с неделю. Глухо. И тут в календаре профессиональных праздников как раз случился День строителя. Естественно, все его отметили, включая и нас. Спать легли за полночь, а в восемь утра сигналят - привезли бетон! К чести нашего стройотряда, на работу вышли все! В отличие от местных строителей, которым, собственно, после праздника даже бетон был уже не нужен.
- Сегодня бойцы российских студенческих отрядов работают в строительстве, сельском хозяйстве, на железной дороге, в детских лагерях. Они принимали участие в строительстве объектов всемирной летней Универсиады-2013, Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Это уже совершенно другое поколение стройотрядовцев. Чем они отличаются от бойцов вашего времени? И есть ли вообще это отличие?
- Наверное, в наше время стройотряды были более массовым явлением. В то же время, мы уже об этом говорили, работа в стройотряде была для студента хорошей возможностью заработать деньги в каникулярное время. Сегодня таких возможностей значительно больше, и современные студенты в массе своей и учатся, и работают. Не будем сбрасывать со счетов и тот факт, что если раньше на некоторых видах работ не хватало рабочих рук, то сегодня на такие работы предложения имеются. Так что в настоящее время стройотряды в том виде, в каком они существовали раньше, наверное, существовать уже не могут. Нужны новые формы работы, и к этому мы приходим, постепенно развивая РСС – российские студенческие отряды.
Да, экономический стимул сегодня уже не является определяющим. Но система стимулирования активной молодежи необходима. Безусловно, для студента главное - выполнение учебного плана. Но, на мой взгляд, нужна и какая-то оценка его общественной работы. Полагаю, что должны быть не только оценки за знания, но и некие дополнительные стимулирующие баллы за общественную работу, за участие в жизни вуза (например, за участие в студотрядах). И это должно влиять на размер стипендии, возможно, эти баллы могли бы учитываться при приеме на работу – при прочих равных условиях.
Высшее образование должно быть всеобъемлющим: кроме теоретических знаний будущий специалист должен получать практические навыки, причем не только в рамках своей дипломной специальности. Я уже приводил пример – когда командир стройотряда получал практический опыт решения хозяйственных и прочих вопросов, навыки коммуникации с вышестоящими. Тогда дипломированный специалист не будет слепым щенком, а, попав в воду, как говоиится, поплывет самостоятельно.
- В Тверской области сегодня сформировано 35 студотрядов, в которых трудится порядка 800 человек. Объединяет их региональный штаб, созданный при комитете по делам молодежи Тверской области. В мае 2014 года в нашем регионе открылось отделение общественной организации «Российские студенческие отряды». Должен ли регион оказывать движению какую-то помощь, или оно должно развиваться самостоятельно?
- Безусловно, должен и оказывает. И здесь мы готовы вплотную работать с вузами. Если нужен региональный закон – можно подумать о его разработке.
- Что бы Вы пожелали бойцам и командирам нынешних стройотрядов?
- Стремления делать что-то нужное, важное. Учиться жизни. Удачи и больших успехов. Студотряд или стройотряд (как ни назови) - это школа жизни. Пусть он таковым и остается.
Беседовала Марина ИКАРОВА