Между нами тает лёд: как тверской парень водит экспедиции через шторма в Антарктиду
Как тверской парень водит экспедиции через шторма в Антарктиду
Денису Давыдову 36 лет. Под паруса он угодил, можно сказать, случайно. В 19 лет, будучи студентом техникума, переехал в Тверь, да так и остался. Однажды на турбазе «Дорожник» (ныне «Эммаус Клаб отель») прокатился с друзьями на яхте. Понравилось. Денис решил записаться в секцию парусного спорта, и так сошлись звезды, что там он познакомился с экипажем знаменитой яхты «Апостол Андрей» и капитаном Николаем Андреевичем Литау.
Юноша наслушался историй про кругосветные плавания и загорелся идеей тоже отправиться в такое путешествие. Мечте было суждено сбыться!
– Меня пригласили проводить лодку Николая Андреевича в третье кругосветное плавание, а после их возвращения позвали перегнать яхту из Питера в Москву и Тверь, – вспоминает Денис. – С тех пор там и остался. Начал с матроса и вырос до старшего помощника. Тогда ходил с Литау в Арктику раз в году на месяц, максимум три. После удалось пройти Северный морской путь под парусами.
Потом Дениса позвали на другую яхту для ее перегона через Атлантический океан – с Азор до Ушуайи – и после в Антарктиду, а оттуда в Гренландию.
— Это заняло у меня девять месяцев, — рассказывает Денис. — Когда вернулся, от одного бизнесмена поступило предложение моей мечты: пригласили продолжить плавания в Арктику и Антарктику. Но сперва надо было съездить в Португалию и посмотреть яхту для этих целей. Съездил, купили яхту. Стоит почти полмиллиона евро. Девять месяцев я работал на ней, готовил к сложным походам. Летом прошлого года совершили на яхте «Mon Coeur» (в переводе с французского «Моё сердце») поход от Португалии до Гренландии, Антарктиды и обратно. В Твери у меня была маленькая яхточка, называлась «Пингвин». Тогда я не думал, что увижу пингвинов своими глазами, сейчас я с ними на «ты».
В своих экспедициях Денис делает фантастические по красоте фотографии. В такие минуты понимаешь, что именно тянет людей на Север. Кроме того, это настоящее путешествие.
Продолжительность туров — от 9 до 21 дня. Шпицберген и Гренландия – 9-10 дней, Антарктида – 21. Самая северная точка, куда добрались в этом году – 80° северной широты. Самая южная – 65° – была год назад. В экспедициях все туристы русскоговорящие: россияне, украинцы, казахи, белорусы и другие жители бывшего СССР.
— В этом году мой работодатель купил вторую яхту, на которой тоже провели модернизацию, и сейчас мы в Восточной Гренландии, – продолжает свой рассказ моряк. – Яхта называется «Wind Dancer» («Танцующая с ветром»). В начале августа мы были на Шпицбергене, а через месяц стартуем через океан в Антарктиду. Наши яхты рассчитаны на 12 человек. Они парусные. Одна двухмачтовая, вторая с одной мачтой. Конечно, есть двигатель, но его мы используем, только когда возможности парусов полностью исчерпаны. Из техники у нас дизель-генератор, опреснитель, помпы, стиральная машина и ещё много чего. Я всё это обслуживаю, ремонтирую и привожу в порядок. Никого не допускаю до своей матчасти, это всё моё! Но гости могут принимать активное участие в управлении яхтой, если, конечно, захотят. Мы с удовольствием всё показываем, всему учим. Как правило, из восьми туристов хоть один да изъявляет такое желание.
Еду готовит профессиональный кок, гости помогают мыть посуду и прибираться со стола. А оставшиеся три члена экипажа — капитан, старпом и матрос – по очереди управляют судном, высаживают гостей на берег, катают на «тузике» (маленькая резиновая лодка) вокруг айсбергов и устраивают трекинг. Люди приезжают очень разные, в основном, состоятельные и состоявшиеся. Бизнесмены, фотографы, бёрдвотчеры – фанаты фотосъёмки птиц. Есть и обычные туристы, которым нравится север, нетронутая природа, величественные айсберги, пингвины и белые медведи. Возраст самый разный: от млада до велика, но чаще всего туристам 30-50 лет.
Для многих путешествие на яхте становится первым морским круизом. Отсюда вся полнота впечатлений, поданных в «сыром» первозданном виде. Маленькое парусное судно, конечно, не способно обеспечить комфорт океанского супер-лайнера. Часто люди думают, что готовы к испытаниям, но не представляют, что именно предстоит пережить. – Некоторые очень боятся яхты, качки, волн и всего неизвестного. Бывало, что люди хотели вернуться или улететь из ближайшего порта на самолёте, – продолжает Денис. – Но после того, как пересекут пролив Дрейка, переоценивают многое. Начинают радоваться таким простым вещам, на которые раньше и внимания не обращали: безлимитная пресная вода из крана, большая, устойчивая и сухая кровать, душ каждый день. Всё это есть на берегу, но не в море. Тут нас можно сравнить с героями Джека Лондона.
Чего только стоит путешествие к берегам Антарктиды! Прошлый сезон был очень трудный. Дрейк бушевал, двенадцатибалльные шторма мотали из стороны в сторону. Но красота белого континента, всё окупила с лихвой. Когда видишь Антарктиду, испытание проливом Дрейка кажется мелочью. Люди записываются в новые экспедиции. Безусловно, с туристами мы стараемся по мере сил избегать непогоды. А вот когда экипаж перегоняет яхту через Атлантику с Севера на Юг или обратно, случается такое, что, наверно, ни один турист бы не пережил.
Так и бороздит из года в год Денис Давыдов неспокойные северные широты. На берег спускается нечасто, практически живёт на яхте. Зашли в порт на пару дней, провели яхте ТО, загрузили припасы, туристов, и снова в путь. В прошлом году плавание длилось 11 месяцев. Моряк признаётся, что на борту очень не хватает шавармы, но ее-то можно приготовить. А вот самое главное, чего не хватает, так это женского тепла.
Кстати, и сейчас Денис в пути, где-то в районе Антарктиды. Ни позвонишь, ни напишешь. Остается только ждать с новыми впечатлениями и фотографиями.
Материал напечатан в журнале Тверьлайф.