Алёна Свиридова в интервью Тверьлайф: Чаще всего мы лжем сами себе
Розовый фламинго и рыба без костей
Звезда эстрады Алёна Свиридова приехала в Тверь, чтобы презентовать новую книгу «Счастье без правил», раздать автографы и поговорить с поклонниками. «Тверьлайф» не упустил возможности пообщаться с певицей.
— Как я стала писателем? Я думаю, что особой причины для этого не нужно. Главное, чтобы вам было о чем рассказать откровенно. Ведь наш основной грех — вранье. Причем чаще всего мы лжем сами себе. Меня эта тема заинтересовала, и я решила: почему бы не поговорить об этом с людьми. Книга в данном случае является идеальной формой поболтать по душам.
Я писала с ощущением досрочного доверия своему потенциальному читателю, искренне обо всем, чем наполнена моя жизнь, с полной уверенностью, что люди воспримут все правильно.
Я и сама люблю читать, потому что обмен информацией — естественный для человечества процесс. Все мы собираемся на кухне или в кафе с подружками, чтобы пообщаться. Почему? Из-за чувства единения с другими. Мы хотим делиться и получать, если этого не происходит, то приходит мрачная пустота. Я избавляю людей от одиночества.
Недавно я прочитала взахлеб путевые заметки одного блогера, и меня озарило. Как же круто, что у нас есть возможность прожить не только свою жизнь, а с помощью текстов иметь, как у кошек, по 9 жизней, получать все впечатления и удовольствия мира.
Я представляю, что это будет читать мой родной человек. Верю, что он поймет меня и полюбит.
Работала, как Ленин
Писала я летом на даче, в Крыму. Работала по будильнику, по 6-8 часов в день в течение двух месяцев. Помню, местные жители в деревне около девяти вечера уже ложились спать. Только одно моё окно на всей улице горело до поздней ночи. Соседи даже прозвали меня «Лениным», потому что я строчила тексты, склонившись у лампы. «Товарищ Свиридова работает, не мешайте!».
Не столько для вдохновения, сколько для надзорного контроля на блошином рынке я приобрела две фигурки. Фарфоровую статуэтку пишущего Александра Сергеевича Пушкина и фаянсовый бюст Максима Горького. Поставила их на подоконник и повторяла: «Ребята, я вас не подведу!». В итоге получился душевный разговор с людьми по ту сторону книжки, лишенный морализаторства и наполненный смехом и воспоминаниями.
Знаете, в юности я относилась к жизни гораздо серьезнее, чем сейчас, в 57. Пришло понимание: все мы похожи. Я больше не считаю, что я — это пуп земли. Чем исправлять весь мир, лучше развивайтесь сами, ведь всегда есть, над чем поработать.
Это не последняя моя книга, у меня еще масса идей в голове. Я собираюсь начать новый летний сезон — 2020 с писательства. Интересно наблюдать, как возникают ассоциации, разбирать этимологию слов, находить скрытые смыслы.
Возраст — это достоинство Знаете анекдот про женский возраст? «Девочка, девушка, девушка, девушка, девушка… Старушка умерла». Мне кажется, этот анекдот может родиться только в нашей стране. Думаете ли вы о возрасте? Кто не думает?! Я тоже. Знаете, что заметила? Нам всегда кажется, что много.
Одна моя подружка влюбилась и пришла жаловаться: не могу честно сказать, сколько мне лет. Давай придумаем идеальный возраст, но так, чтобы не попасться. Мы думали, думали и решили отнять 12 лет. Посидели, посчитали и в итоге поняли, что все равно много. Я решила, а зачем мы это делаем? Для кого? Возраст — это не дурная болезнь.
Что касается моего ощущения зрелости, взрослой я стала очень-очень рано. В шесть с половиной лет я сама пошла поступать в музыкальную школу и вечером просто поставила маму перед фактом. В 20 я была намного серьезнее, чем в 57. Сейчас я наполнена внутренним умиротворением, о котором могла только мечтать в юности. Когда тебе 30, ты считаешь себя взрослым и стремишься выдавать какие-то результаты. Как правило, постоянно чем-то неудовлетворен. Когда все это проходит, понимаешь, что не нужно быть слишком требовательным к себе. Люди не идеальны, живем мы не в раю, все имеют право на ошибку. Время нам дано, чтобы постепенно менять себя, никто за нами не гонится.
Например, сижу я вчера дома в домашнем халате, сварила уху, перебираю рыбу на газетке, отделяя её от костей. Заходит сын и спрашивает: «Мама, ты сегодня дома?». А я ему говорю, что нет, у меня через два часа концерт. И он так ошарашено смотрит на меня, а мне смешно. Конечно, на сцене я дива, а тут обычная женщина. Стоит надеть красивый комбинезон, взять гитару, и в мгновение ока появляется аура звезды. Но я-то все про себя знаю, поэтому советую людям смотреть на вещи проще. Я тоже живой человек, который иногда ест чебуреки с пивом
Детские годы чудесные
В школе я была смелой, никогда не давала себя в обиду. На самом деле у нас был дружный коллектив, правда, общаться у меня больше получалось с мальчиками. Может, из-за внешности. Я была худосочной девчонкой с короткими волосами и всячески культивировала этот пацанский стиль. Прозвище «Лёша» получила от постоянных сокращений моей фамилии Леонова. Мне нравилось носиться с ребятами и играть на гитарах. Даже когда родился первый ребенок (мне тогда было 20), в общественном транспорте иногда говорили: «Пропустите мальчика с ребенком».
Музыка и насилие
Я очень хотела вернуться к домашнему музицированию. Старшего, Василия, не мучила, он никогда не проявлял склонности к музыке. А вот на младшего, Григория, обрушилась всей своей массой. С четырёх лет обучала, и однажды поняла, что была близка к тому, чтобы его за роялем «замочить». Мне постоянно казалось, что он недостаточно проявляет усидчивости. Зато он проявил характер и заявил мне твердо и безапелляционно: «Не буду больше!». Я приняла это как трагедию всей моей жизни, хваталась за сердце, была подавлена и ошеломлена. Потом обмозговала и поняла, что если искра есть, то он обязательно вернется в музыку сам. Зачем неволить? Музыку нужно любить.
Чем живёт Алена Свиридова сегодня?
Я люблю смотрю TED. Это зарубежная образовательная платформа свободного толка. Смотрю лекции на разные темы: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения. Рекомендую.
Читаю. Недавно приобрела на блошином рынке раритетное издание «Война и мир» в двух огромных томах. Перечитала и поняла, что произведение бесспорно великое, но не для школьной программы. Каждому возрасту свое. Сейчас читаю Джордана Питерсона, а моей настольной книгой была и останется «Анна Каренина».
В музыке у меня произошла грандиозная эволюция музыкального стиля. Сейчас я ушла с головой в акустику. Понимаю, что этот стиль исполнения по-настоящему независим и вечен. Если завтра наступит апокалипсис, то мы все равно сможем сыграть.
Живу в центре Москвы, по звездным меркам в небольшой квартире: 100 метров квадратных. Из достопримечательностей — черный рояль 1903 года выпуска. Вокруг него я поставила пальмы и цветы, потому что ему нужна влажность. Он, кстати, делит пространство пополам: справа — домашняя часть, где я чищу рыбу, слева — музыкальный салон. Есть студия в подвальном помещении дома. Недавно моя коллекция пополнилась гибридом классической гитары и укулеле –— гиталеле. Беседовала и записывала Мария ДИГИЛЕВА
Интервью будет напечатано в журнале «Тверьлайф».