Спецблог Тверьлайф: главный редактор портала «Русская семерка» Василий Ходарев рассказал про дофамин и культурную самоидентификацию
Василий Ходарев, главный редактор портала «Русская семерка», об «историческом буме»
За последние 10 лет медийный рынок наполнился всевозможными изданиями, которые позиционируют себя как исторические. Различные «тайны», «интриги» и «открытия» смотрят с прилавков газетных киосков и страниц интернет-поисковиков и новостных агрегаторов, предлагая сакральные знания. Я намеренно не называю их историческими, а именно позиционирующими себя как таковые, поскольку многие из них эксплуатируют псевдоисторические темы, пусть и весьма успешно.
Количество их велико, при этом развиваются как издания, затрагивающие очень общие темы, так и достаточно нишевые, которые работают с узкими историческими промежутками или направлениями. Но так или иначе, в большинстве своем они все коммерчески выгодные, а значит — успешные. Откуда возник тренд на историю, кто стал его объектом и что за этим стоит? Сейчас разберемся.
Важно понимать, что большинство этих изданий — цифровые. То есть способ коммуникации у них — Интернет. Но с кем происходит эта коммуникация? Статистика помогает составить условный портрет читателя: это мужчина слегка за 40, который крепко стоит на ногах в материальном плане, но который изрядно подзабыл все те знания, которые давались во время учебы, а график и характер работы, да и уровень мозговой деятельности, уже не позволяют ему получать и воспринимать знания системно. Для тех, кто знает, какой трафик собирают такие сайты, вывод однозначный — цифровая глобализация давно и прочно вывела в Сеть Generation Х.
Представители этого поколения прошли через череду социальных потрясений, которые оставили ярко выраженный отпечаток на их характере. Поэтому их присутствие в Web важно оценивать как социальный маркер. Это и причина, и следствие по разным показателям.
Во-первых — это качество жизни. Если посмотреть на развернутую пирамиду потребностей Маслоу, то станет видно, что желание идентифицироваться как часть культуры и этноса включает в себя потребность в уважении, потребность в познании и даже эстетическую потребность. А это значит, что нашему обществу сейчас удалось достичь таких условий, когда значительная часть Поколения Х удовлетворила три предыдущих потребности из пирамиды — удовлетворения физиологических нужд, потребность в безопасности и потребность в принадлежности и любви.
Во-вторых — это готовность, а точнее, неготовность быть вовлеченными в глобальный мир. De facto, Сеть исполнила желание человека прошлого века и стерла все границы в мире. Любое событие сразу попадает туда и моментально становится всеобщим достоянием, а то, что не попадает, и во внимание принимать не стоит.
Учитывая вывод Маршалла Маклюэна о том, что в ХХ веке человечество расширило свою нервную систему электросетью до масштабов жилища, в веке XXI с развитием Интернета эта нервная система расширилась на всю планету. Человек Поколения Х увидел мир без границ, где стерты все идентичности. И испугался. Чтобы избавиться от этого морока, он сразу же захотел вернуться в старую систему координат и определить там свое точное место. Тут ему на помощь и пришла история.
В-третьих, не стоит сбрасывать со счетов биохимию процессов. Когда мотивацией к изучению через чтение помимо любопытства становится потребность в самоидентификации, организм вознаграждает получение новой информации мощными выбросами дофамина. Здесь находится один из камней преткновения между академическими изысканиями и историческим и научно-популярным медиаконтентом для широких масс. Упомянутый в начале материала системный подход к получению знаний требует не только восприятия, но и анализа.
Кроме того, в масс-медиа, при подаче материала, гораздо более применима технология insight, которая играет на скрытых триггерах, что косвенно связано с дофаминовыми выбросами. Каждый, кто работает преимущественно не руками, а головой, знает, что это выматывает ничуть не меньше, а то и больше. Здесь на помощь читателю и приходят масс-медиа проекты, которые направляют ход мыслей или делают выводы за него. Мозг, словно наркоман в поисках дозы, начинает стремиться получать дофамин в бОльших количествах и отдает предпочтение более легкому чтиву. А возможность почувствовать при общении в обществе себя трендсеттером, бросаясь экзотическими историческими фактами и трактовками событий, придает носителю сладкий флер элитарности.
Совокупность этих факторов хорошо объясняет причину всплеска интереса к истории.
Давать однозначную моральную оценку этому явлению так же бессмысленно, как ругаться на замерзание воды или восход Солнца. Это просто часть человеческой натуры. Однако стоит помнить, что на вершине пирамиды Маслоу находится потребность в самоактуализации, и, возможно, лет через 30 Поколение Х, которое больше никогда не будет одиноко, ждет новая инфантильность и внутренний личностный кризис, равного которому ещё наша цивилизация не видела. Кто знает, какие медиа будут востребованы тогда.