Алексей Лундин: «Не надо превращать общение ребенка с музыкой в лошадиные скачки»
4 октября на сцене киноконцертного зала «Панорама» выступал всемирно известный государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы». В этот день оркестром руководил концертмейстер и известный скрипач, заслуженный артист России Алексей Лундин.
Именно Лундин берет бразды правления оркестром в свои руки в отсутствие бессменного художественного руководителя «Виртуозов» Владимира Спивакова: эта давняя традиция продолжилась и в Твери.
Многие музыканты требуют не беспокоить их перед концертами: мол, не отвлекайте от высокого, нам сейчас не до вас и не до ваших читателей. Тем приятнее отметить вежливость и терпение маэстро, который поделился с «Тверьлайф» мыслями о музыке и жизни. Про классику и деньги
Классика не умирает и никогда не умрет, потому что это искусство, а оно вечно. Но современный мир таков, что сейчас все решают деньги, по крайней мере, очень многие вещи. Отсюда и возникает это течение, когда поп-культура попадает в классику. Конечно, гораздо выгоднее включить «электричество», пустить громкий звук и собрать стадион, потому что тогда придут сто тысяч человек. А даже в большой зал консерватории придет максимум 1700 человек.
Разница принципиальная. Появляются такие исполнители, которые якобы совмещают классику с чем-то ещё. На самом деле это просто зарабатывание денег. То, чем мы занимаемся, то, чем нам позволяет заниматься Владимир Спиваков, – это именно занятие искусством, погружение в музыку. Может, она не столь громкая, но глубокая. В сумасшедшем ритме, в котором мы живем, найти полтора часа, чтобы остановить свой внутренний диалог, открыть уши и отдаться этому, тяжело, и не все на это способны.
Про чувства
Наша музыка для всех. Вы можете услышать в этой музыке себя или услышать эту музыку в себе. Это загадочный процесс. Мой близкий родственник всегда жил «поперек». И один из его поступков был таким: все его товарищи ходили на дискотеку, а он купил абонемент в большой зал консерватории. Молодой человек, кандидат в мастера спорта по самбо решил ходить на концерты! Поначалу говорил, что ничего не понимает, просто думает о чем-то своем под музыку. Но характер у него «зверский»: он сидел-сидел, представляете, год посещал консерваторию. И вот на каком-то концерте он вдруг очнулся от того, что женщина рядом трогает его за плечо и спрашивает, все ли с ним хорошо. Оказалось – заплакал.
Про детей
Все дети талантливы. Считаю, что самая гениальная задумка – это идея советского композитора Дмитрия Кабалевского внедрить музыкальное образование в начальную и среднюю школу. И это принесло свои плоды. Это как изучение иностранного языка. Что плохого, если ты знаешь еще один иностранный язык? Музыка универсальна, вне политики, национальности. Вы на одном языке разговариваете с людьми, которые живут в Ирландии, в Америке, в Австралии, даже в Румынии и в Африке. Везде вас поймут, и вы всех поймете. Занятия музыкой связаны с мелкой моторикой, когда ребенок пытается что-то сыграть, у него развивается мозг. Что касается шоу, таких, как «Голос», с точки зрения популяризации, наверное, это здорово. А вот сама по себе идея конкурса, особенно детского, мне глубоко неприятна. Про конкурсы
Конкурс – это некое состязание. А раз состязание, то есть выигравшие и проигравшие. А детей надо беречь. Если один ребенок из ста проходит это конкурсное горнило, и его душа только крепнет от этого, 99 других от этого могут страдать. Это прекрасно, когда дети могут реализоваться, выйти спеть, встретиться с выдающимися мастерами, научиться у них чему-нибудь. Но не надо придавать этому форму лошадиных скачек.
Про музыку и возраст
Это как раз новые веяния. Точнее, это старые-новые веяния: сейчас организуются фестивали, в которых могут принять участие все. Вот вы, например, возьмёте несколько уроков по скрипке, придёте и будете играть вместе с нами. Люди когда-то так и жили, они занимались без комплексов тем, чем хотят.
Сейчас, если в 8 лет мальчик не прыгает четверной прыжок, родителям уже заявляют: поздно! Раньше так к процессу не относились. Может быть, не было так сложно, может, было меньше людей на планете. Но тогда очень многие занимались тем, чем нравится, добивались результатов, выходили на сцену, играли, писали музыку.
Про душу
Душа у музыкального инструмента, конечно, есть. Он же звучит, значит, есть душа. Процесс обоюдный: вы выбираете скрипку, она – вас. Единственное, что я точно знаю, – на скрипке обязательно нужно играть. Если скрипка не звучит, в ней заводятся маленькие, но очень прожорливые жучки. Они съедают её изнутри, оставляя тоненький слой оболочки. Когда берешь такую скрипку, она легко рассыпается. А если на ней играть, то звуковая волна, которая проходит сквозь инструмент, не даст насекомым появиться.
Про скрипку
Есть скрипичные мастера, которые могут воплотить все требования к скрипке, начиная с дуги у подставки и заканчивая требованием, чтобы было удобно водить смычком по струнам. Таких мелочей очень много. А так вы всю жизнь просто ищите свой инструмент, потом находите, и очень с ним счастливы.
Есть эксперимент, когда воду замораживали под звуки разной музыки. Если это был тяжёлый рок или ругательства, вода замерзала некрасиво. А если играть классику или читать молитву, вода структурируется правильным образом, получается красивый узор.
Многие верят, что звуком можно лечить. Под музыку Моцарта всхожесть семян пшеницы увеличивается на 60%. Музыка делает нас лучше.
Про Билли Айлиш
С удивлением для себя буквально две недели назад открыл певицу Билли Айлиш. На концерте нам поставили ноты, чтобы поработать с ее песней и исполнить эту композицию с каким-нибудь певцом или певицей. Мне так понравился оригинал, что я начал искать исполнительницу, нашёл канал в youtube. И стал ее настоящим фанатом.
Беседовала Мария Дигилева