Тверской профессор с индийскими корнями: Камруззаман Сайед рассказал о дружбе народов
В конце октября министр иностранных дел Сергей Лавров, вспоминая, как российская дипломатия выбиралась из тупика девяностых, раскрыл тайну рождения БРИКС. Оказывается, все началось с предложения Евгения Примакова о создании треугольника Россия – Индия – Китай: прообраза БРИКС. В основе конструкции лежала идея многополярности, когда несколько стран с разных континентов отстаивают общий подход к экономике и геополитике.
С тех пор прошло много лет, но стратегии, рожденные в конце девяностых – начале нулевых, по-прежнему составляют ядро всей современной концепции российской внешней политики. Более того: Владимир Путин многократно давал понять, что основной вектор российской внешней политики – это разворот на Восток и поиск союзников там, а не на Западе, с которым у России сейчас множество ценностных, политических и экономических противоречий.
В этом свете совершенно особый смысл приобретает дата, которая грядет в следующем году: Россия и Индия, страны – основательницы БРИКС, отметят двадцатилетие стратегического партнерства. Руководство страны говорит о еще нераскрытом потенциале мягкой силы России в странах БРИКС, и Владимир Путин ставит перед правительством задачу нарастить поток иностранных студентов в российские вузы. Премьер-министр Индии Нарендра Моди по личному приглашению Президента России участвует в Восточном экономическом форуме во Владивостоке, в рамках статусного мероприятия проходит российско-индийский саммит, и на полях его заключается множество соглашений и договоров… Почему для Индии и России так важно это партнерство, и на чем оно основано? Какой видят Россию и русских во второй по численности и седьмой по площади стране мира? Что имеют в виду российские политики, говоря о возвращении мягкой силы России на Восток, насколько востребованным тут может оказаться советский дипломатический опыт, и какую роль во всем этом играет образование? Об этом мы беседуем с президентом «Центра международного образования», доктором медицинских наук, профессором Камруззаманом Сайедом — человеком, который когда—то, много лет назад, прибыл в нашу страну как студент, а в итоге стал гражданином России. «Центр международного образования» — одна из ведущих организаций в сфере обучения иностранных студентов в российских вузах с головным офисом в Твери.
— Люди старшего поколения при слове «Индия» впадают в ностальгию и вспоминают чай со слоном, индийское кино в кинотеатрах, совместные предприятия, стройки века в Индии с участием советских инженеров, потоки студентов из Индии в наших вузах… В советское время каждый знал: Индия – друг, и много успехов нашей страны на международной арене в тот период покоилось как раз на этой дружбе. Но потом СССР распался, в России настали трудные девяностые, и на долгие годы партнерство прервалось. Как в Индии оценивают эти события?
— Начну с того, что у Индии и России совершенно уникальные традиции взаимоотношений. Наши страны никогда, ни разу в истории, не конфликтовали друг с другом и всегда имели общие взгляды на происходящее в геополитике. Думаю, это связано с тем, что и Индия, и Россия – страны-цивилизации с самодостаточными культурами, со сложившимися национальными духовно-религиозными традициями, бытовым укладом, этикой и ценностями, которые никогда не строили свои внешние отношения на насилии.
И двести лет назад, и в советское время, и в трудные для России девяностые, и сейчас отношение к России и русским в Индии не менялось: на моей первой родине даже дети знают, что Россия – друг, русский язык довольно популярен, и любой образованный человек знает, кто такой Пушкин, Чехов, Достоевский, Гоголь. Люди до сих пор благодарны России за поддержку в период войны с Пакистаном в 1971 году, за помощь в освобождении Бангладеш, за участие в строительстве инфраструктурных объектов – в частности, объектов атомной энергетики. Все помнят, что именно благодаря русским в космос полетел первый индийский космонавт… Впрочем, всего хорошего, что было за столетия общения наших стран, не перечислишь.
Что касается поддержки российской внешней политики, то вот факт, говорящий больше всяких слов: Индия за сорок пять лет никогда не голосовала в ООН против России. Даже в период после распада СССР, когда казалось, что Россия утратила возможности для проведения независимой внешней политики и может перестать существовать как государство. Многие, как мы помним, тогда отвернулись от нашей страны и делали вид, что не помнят ни о каких партнерствах, кредитах, торговых отношениях. Индия же в это время, наоборот, помогла России закрыть вопрос с так называемыми советскими долгами. Зная русских, в Индии никто не сомневался: Россия возродится и вернется на большую мировую арену. И, поверьте, в Индии все рады, что это произошло, что у России сильный национальный лидер, что наш Президент и индийский премьер-министр тесно общаются, и у них сложились хорошие человеческие отношения. Мы видим, что во внешнеполитической сфере Россия обращается к своему советскому опыту, восстанавливая утраченные сферы влияния. Это можно только приветствовать, ведь наша общая цель – многополярный мир, в котором уважают традиции, национальные и семейные ценности, культурную идентичность разных стран и народов.
— А как в Индии относятся к Путину? Я имею в виду не политиков, а самых обычных людей?
— О, он очень популярен и уважаем. В нем видят международного лидера, сильного человека и сильного политика. Возможно, это будет для вас открытием, но даже такая тонкая с точки зрения международной дипломатии тема, как возвращение Крыма, не вызывает у людей в Индии вопросов. И хотя на официальном государственном уровне Индия, как вы знаете, не заявляла о признании Крыма частью Российской Федерации, но по факту около 1700 студентов из Индии учится в Крыму, а представители консульства Индии посещали полуостров, что говорит о многом.
Скажу больше: многие граждане Индии, живущие в западных странах, открыто отстаивают точку зрения России в крымском вопросе. Приведу простой пример: у меня есть друзья, которые живут в США. Они иногда спорят часами с американцами, доказывая, что никакой аннексии не было, а было естественное желание населения Крыма воссоединиться с Россией и референдум с логичным результатом.
Поэтому еще раз повторю: так тепло, как в Индии, к России и русским не относятся, возможно, больше ни в одной другой стране мира. Это не просто страны-партнеры, это союзники, у которых не было и нет противоречий.
— Мнение населения и элит в данном случае совпадает? Готова ли Индия как государство, готов ли индийский бизнес вкладывать деньги в Россию?
— Население и элиты в данном случае едины. Что касается бизнес-процессов, то Индия уже вкладывается в Россию, а поскольку за последнюю пару-тройку лет были заключены десятки новых российско-индийских соглашений, инвестиционные потоки будут только расти.
Индия покупает разные виды российского вооружения. Только в сентябре этого года подписано контрактов на 14, 5 миллиарда долларов! В прошлом году, несмотря на санкции и серьезнейшее давление со стороны Запада, Индия заказала у России системы С-400, военные фрегаты, партию боеприпасов. Индийцы покупают российские самолеты и вертолеты. Развивается сотрудничество в сфере космоса и ядерной энергетики. Растут турпотоки: в частности, из Индии в Россию ежегодно приезжает около 500 тысяч туристов. Вот еще один важный и о многом говорящий факт: Индия уже инвестировала около 1 миллиарда долларов в развитие полуострова Сахалин на российском Дальнем Востоке. Это говорит в том числе об уважении к интересам стратегического партнера и готовности оказать поддержку, ведь в Индии прекрасно понимают, насколько важен для России этот регион. Активно сотрудничают с Россией сейчас и индийские нефтяные компании.
Я гражданин России уже почти 20 лет и от всей души считаю, что сотрудничество между нашими странами должно идти еще плотнее и интенсивнее, а также полностью поддерживаю тот российский потенциал влияния, который принято называть «мягкой силой». Безусловно, к этой «мягкой силе» относится и система российского высшего образования, и неслучайно руководство России уделяет в последнее время столько внимания этому вопросу. — Каким образом образование, полученное жителем Индии в России, влияет на геополитические расклады и место нашей страны на международной арене?
— Самым прямым, и это очень хорошо понимали в том же Советском Союзе, не жалея сил и средств на обучение граждан из стран Азии и Африки. Посмотрите, как активно работает в этом направлении десятилетиями США, и обратите внимание, что во многих странах мира, входящих в зону интересов США, представители национальной элиты – выпускники американских вузов. Посмотрите, как энергично эти национальные элиты отстаивают американскую точку зрения в конфликтных внешнеполитических ситуациях.
Дело в том, что высшее образование – это не просто процесс получения знаний. Это процесс приобщения к культуре, к образу жизни и складу мышления, к нравственным ценностям. Высшее образование формирует человека как личность, и в лице выпускника Гарварда в Индию вернется носитель американской политической культуры, образа жизни и образа мысли, проводник внешней политики США. А в лице выпускника московского или тверского вуза в Индию вернется человек, искренне любящий Россию, который всегда будет симпатизировать нашей стране и воспитает это отношение в своих детях и внуках.
Тысячи жителей Индии, которые получили образование в Советском Союзе, и стали в итоге тем фундаментом, благодаря которому российско-индийские отношения развивались и в девяностые, и сейчас, вопреки санкциям и давлению извне. Заглядывая в будущее, нужно учитывать еще один важный момент: многие молодые люди из Индии, которые сейчас корпят над учебниками в России, через десять-пятнадцать лет войдут в индийскую политическую и бизнес-элиту. Поэтому за индийскую молодежь сейчас разворачивается настоящее противостояние на рынке международных образовательных услуг. В тех же Соединенных Штатах Америки разработаны целые программы, вкладываются немалые средства в привлечение студентов из Китая и Индии, и это часть международной политики их страны. Но пока что есть абитуриенты, которым ближе Россия. У этого выбора есть рациональная причина: российское образование дешевле, и в России практически нет такого явления, как расизм. Но есть и причины эмоционального характера: просто в Индии любят нашу страну.
В 1990 году, накануне распада Советского Союза, в СССР обучалось 127 тысяч студентов-иностранцев, и это был третий показатель в мире после США и Франции. Сейчас ежегодно в Россию прибывает около 2000 студентов из Индии. Конечно, для наращивания интеллектуального влияния в мире, влияния на умы, Россия должна выйти на более высокие показатели.
— Вы действительно так считаете, что в России меньше расизма по сравнению со странами Европы?
— Студенты из Индии действительно сталкиваются в России с такими проявлениями намного реже, чем во многих странах, которые позиционируют себя как свободные от расистских проявлений.
— В нашем разговоре прозвучало слово Тверь. Наш город связан с Индией, возможно, как ни один другой. Ведь это тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии первым из европейцев, за 27 лет до Васко да Гама. Кстати, а что думают на этот счет в самой Индии? Там знают Афанасия Никитина, знают про Тверь?
— Не просто знают. Об Афанасии Никитине в Индии вам может рассказать даже случайный прохожий. Более того, есть даже такое высказывание: русский Афанасий Никитин был единственным европейцем, который пришел в Индию с добрыми намерениями, а не с целью грабить и разорять.
Он упомянут в индийских школьных учебниках, и в целом к этому историческому эпизоду в Индии относятся очень серьезно. Конечно, знают и о Твери.
— В следующем году Россия и Индия отпразднуют двадцатилетие стратегического партнерства. Наверняка в центре внимания окажется и Тверь, и личность Афанасия Никитина. Как известно, в месте, где он высадился на сушу, у населенного пункта Ревданда, который находится в 120 километрах от Мумбаи, в 2002 году была установлена стела высотой семь метров. В каком состоянии находится этот памятник?
— Я присутствовал на его открытии, а «Центр международного образования», президентом которого я являюсь, был как раз одним из инициаторов его открытия. Я горжусь тем, что именно наша компания сейчас курирует этот памятник, полностью взяв на себя все расходы и хлопоты по его содержанию.
На церемонии его открытия присутствовали представители власти из Индии и России, представители администрации Тверской области и Твери, а также ученые, предприниматели и общественные деятели из двух стран.
Добавлю, кстати, еще об одном приближающемся юбилее — в 2021 году, в начале июня, исполнится 550 лет прибытию Афанасия Никитина в Индию. Мы уже думаем, как отметить эту впечатляющую дату и использовать ее гуманитарный потенциал на благо российско-индийским отношениям.
— «Центр международного образования» работает на всей территории России, но головной офис компании находится в Твери, а в вашем кабинете я вижу не только флаги Индии и России, но и флаг Тверской области, и герб Твери. Это дань уважения или выражение вашей привязанности к тверской земле?
— И первое, и второе. Будучи выпускником тверского вуза, человеком, который почти четверть века прожил и проработал в Твери, я считаю этот город родным, а Россию – второй родиной.
Рад, что, пройдя через испытания и опасные эксперименты, Россия как государство в итоге вернулось к своей давней проверенной стратегии на международной арене и вновь делает все, чтобы её любили и уважали на всех континентах, чтобы как можно больше иностранцев прикоснулись к удивительному явлению русского мира.
Беседовала Юлия ОВСЯННИКОВА