Тверской дворянин: историки нашли неизвестные страницы жизни великого хирурга Николая Пирогова
Историк, исследователь, профессор Вячеслав Воробьев об архивных находках, которые стали для него по-настоящему важными.
Ощущение настоящего открытия у меня появляется, когда в документах, архивах, книгах я обнаруживаю информацию, что человек, которого, казалось бы, никак не связывают с тверской землей, оказывается, имеет тверские корни, тверскую родню, имеет глубокую и прочную связь с Тверской областью.
Одним из таких сильных открытий для меня стало то, что знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов, оказывается, стал вышневолоцким дворянином. Хотя в официальной биографии об этом не говорится. Родился Пирогов в Москве, похоронен близ Винницы в собственном имении Вишня – это факты известные.
Как именно Пирогов оказался вышневолоцким дворянином? В 26 лет он защитил докторскую диссертацию в Дерптском (Тартусском) университете, был избран профессором. Его пригласили в Петербург, где он возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической академии и клинику госпитальной хирургии. Многие из известных тогда хирургических методов он кардинально изменил и разработал ряд новых. Один из них и ныне называется «операция Пирогова».
В 1847 году Николай Иванович уехал в действующую армию на Кавказ. Здесь он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом, начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием. Во время Крымской войны Пирогов был главным хирургом Севастополя. Он впервые в русской медицине применил гипсовую повязку, избавив многих воинов от ампутации, руководил обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины, среди которых была и тверская дворянка Екатерина Михайловна Бакунина. Извините, я снова перечисляю общеизвестные факты.
А вот то, что, собственно, и послужило для меня открытием. В 1842 году, 11 декабря, двадцатилетняя Екатерина Березина вышла замуж за профессора медицины Николая Пирогова. В качестве приданого отец выделил из своего имения Ворожебское в Вышневолоцком уезде деревни Селище и Горка с угодьями. Н.И. Пирогов определением Тверского губернского дворянского собрания стал вышневолоцким дворянином.
Екатерина Дмитриевна умерла на четвёртом году супружества, оставив мужу сыновей Николая и Владимира. Второй стоил ей жизни при родах. После кончины любимой жены Пирогов стал единоличным владельцем имения, чему не был рад. В 1860 году Николаю Ивановичу пришлось продать тверское имение, и он расстался с Верхневолжьем, выступив напоследок с лекцией в Тверском дворянском собрании. Впрочем, крестьяне продолжали отсылать выкупные платежи бывшему помещику. Мне удалось выявить место бывшего имения Н.И. Пирогова, и вместе со священником Романом Маниловым мы побывали здесь. Усадьба находилась в Максатихинском районе, между деревнями Селище и Горка, близ родника, который почитается как Святой. Над ним сооружена надкладезная часовня, а рядом — купель.
Как рассказали мне местные жители, усадебный дом простоял до 1980-х годов, в нём размещалась сельская школа. Однажды зимой здание сгорело в пожаре от печного отопления. Планировка усадьбы сегодня читается слабо, по некоторым старым деревьям опознаются остатки аллеи.
Конечно, для меня стало серьезным открытием, что великий Пирогов является тверским дворянином. Ведь в архивах об этом мало упоминаний. Потребовалось проверить списки землевладельцев Вышневолоцкого уезда, чтобы найти там сначала фамилию Березиных – родственников жены Пирогова, а после и самого Пирогова. Я уверен, что сегодня необходимы архитектурно-археологические раскопки на месте бывшего имения Пирогова, а также установка мемориального знака в честь великого хирурга. Пребывание этого замечательного человека на Тверской земле – еще один предмет гордости и почитания для нас.
И кто знает, какие еще неожиданные открытия скрывает история Тверского края…
Материал напечатан в журнале «Тверьлайф».