Философский рок-квартет The Dartz дал концерт в Твери и рассказал о скрытых смыслах
16 февраля в тверском клубе “Big Ben” в рамках праздничного тура отметил свое 23-летие философский рок-квартет The Dartz. Необычный музыкальный коллектив, рожденный под питерским небом и вобравший в себя все, за что мы ценим питерскую атмосферу — сказочность, теплоту горячего камина в холодный промозглый вечер, романтику морских берегов и ветер дальних странствий, рассказывающий удивительные истории. На концерте зрители вместе с особой группой поддержки — “Дартширским ополчением” — танцевали бретонскую джигу, “паровозиком” колесили по залу и, конечно же, пели. После концерта мы побеседовали с основателем и бессменным лидером The Dartz, Дмитрием *Ди* Курцманом, о бретонской музыке, саундтреках к компьютерным играм, философии и, как ни странно, о… грибах.
Мы в Твери были до этого четыре раза. Я вспомнил. И все четыре раза были разные. И так как они происходили с большими перерывами, мы всегда привозили что-нибудь новое. Сегодняшний концерт не исключение. (Кстати, у нас сегодня день рождения, но ни нас, ни вас это ни к чему не обязывает). Новое — так новое! Как насчет двадцати новых песен?
Дмитрий, зрителям всегда так весело на концертах The Dartz, или сегодня какое-то особенное веселье, потому что сегодня праздничный концерт?
У нас всегда весело и всегда по-особенному. А праздничный концерт — просто повод собрать программу вообще без всякой концепции из одних хитов и песен, которые нам весело исполнять чередуя их по мере хронологии развития группы.
Есть еще праздники, которые вы празднуете всем коллективом? Самайн, например? Или Хэллоуин?
Мы с группой иногда празднуем день Святого Патрика 17 марта. Идем в паб. Однажды праздновали в пабе, где были шарики с гелием, и мы дышали этим гелием и разговаривали смешными голосами. Это был лучший день Святого Патрика!
А вам случалось оказываться в лесу в ночь на Ивана Купалу?
Да, на но не во время каких-то празднеств. Это был просто лес, такой же как двадцатого или двадцать третьего июня. Я вообще люблю лес, люблю лесные прогулки и там, где я живу, очень много леса, так что я постоянно хожу по лесным дорожкам.
За грибами?
Да, очень люблю грибы собирать!
Может, у вас есть какой-то особо любимый вид грибов? Ой! Довольно странно спрашивать об этом музыканта…
Хороший вопрос! Мне нравится наш разговор. Как любой нормальный русский человек, я предпочитаю белые грибы. Но еще люблю волнушки. Правда, не собираю, потому что не умею их готовить, так что мне просто радостно на них смотреть. Бывает, натыкаюсь в лесу на рогатик, и если он разросся до размеров капусты — не прохожу мимо. Однажды принес домой — родители сказали, что не будут такое есть. Я сказал доверьтесь мне, приготовил — это было офигенно. Я хорошо в грибах разбираюсь… А у нас точно о музыке разговор?
Да, сейчас вернемся к музыке.
Нет, давайте говорить о грибах! (смеется) Хоть целый час!
— Это было сегодня ночью. Мы ехали в поезде из Воронежа. В три часа ночи поезд стоял на каком-то полустанке. Было тихо. И в этой тишине прозвучал тоненький голосок пятилетней девочки: “Те, кто не уважают природу, будут ею наказаны”. Казалось бы, что Грете Тунберг делать ночью на Южной железной дороге, в плацкарте “Воронеж — Москва”, на боковушке у туалета…
В одном из интервью вы упоминали, что любите море. А слушаете ли вы шанти-рок?
Шанти в рок-обработке? Не слышал. Увлекался просто шанти. Был прекрасный сборник шанти, где Стинг отметился, Том Уэйтс… Хотя у Тома Уэйтса все песни — это шанти.
А еще какие музыкальные направления вам интересны? Что-то отслеживаете?
Знаешь, я сейчас очень люблю слушать саундтреки к компьютерным играм. Слежу за творчеством их композиторов, мне очень нравится Джереми Соул, который написал саундтреки к Oblivion, Skyrim. К Minecraft очень интересные саундтреки. И, конечно, обожаю творчество, который написал саундтрек к игре Ori and the Blind Forest.
Сами играете?
Нет, к сожалению, блин, не играю, потому что у меня Мак, а на нем нормальных игрушек не очень много. Но скоро у меня появится Windows-машина и я, возможно, начну играть. У меня не так много времени для игр, к сожалению. Все время расписано — либо в The Dartz, либо сольная музыка. В свободное время я либо расписываю сет-листы, либо верстаю афиши, либо записываю демки, либо сижу с гитарой. На игры энергии уже не остается. Но саундтреки мне нравятся ужасно!
(перед тем, как представить новую песню, в которой звучит много шведских слов)
— Какие шведские слова популярны в Твери? (выкрик из зала: “Икея!”) Икея? А в Твери она есть? (из зала: “Нет!”). Что ж, приезжайте в Питер, там есть “Икея”. Хорошее шведское слово. Хотя, я не думаю, что это шведское слово… И что это вообще слово…Сейчас мы вам накидаем шведских слов, не волнуйтесь. Записывайте.
Вам, наверное, уже задавали этот вопрос, но почему The Dartz — философский рок-квартет?
Эта формулировка появилась в каком-то анонсе и она нам так понравилась, что мы ее забрали себе.
Любите философствовать?
Не люблю философию и философов, все эти умствования — не мое, но философствовать тем не менее люблю. Особенно когда выпью.
То есть лучше не на трезвую голову?
Да, на пьяную голову лучше. Потому что нужно много говорить, язык становится лучше подвешен и лучше синхронизируется с мозгом.
Где лучше философствовать — в России, в Финляндии, в Германии?
Философствовать хорошо везде. Зависит от компании и настроения. Последний раз мы философствовали с другом в Питере на тему того, кто мы вообще: живые существа или боты, алгоритмы. Это даже уже не философия, это эзотерика. Я все-таки считаю, что мы живые существа, но друг не уверен и подозревает, что мы давно уже боты, измененные матрицей сознания. Я даже песню об этом написал. Этой песни еще в сете нету, но, возможно мы сыграем ее в Питере. Во многих популярных хитах The Dartz сильна тема Ирландии. А вы сами в Ирландии бывали?
Нет, я еще не бывал в Ирландии, но велика вероятность, что побываю этим летом. Зато я был в Бретани. И как раз там впервые познакомился с бретонской музыкой. Как раз после этого появились “Холодные камни”, “Первая скрипка сентября”, вот это вот все. Один из моих источников вдохновения — Tri Yann, французская фолк-группа, исполняющая бретонскую музыку.
Во время выступления на вас был очень интересный головной убор. Можете рассказать о нем? Что это вообще такое?
Это кепка, на которой сверху накручены очки-гогглы, которые я купил на стимпанк-ярмарке и немного доработал, вставив в них светодиодные конструкции. Я вообще люблю мастерить всякие головные уборы светящиеся. Пока что у меня их только два и мои коллеги отказываются их носить на голове — боятся короткого замыкания. А я не боюсь.
Ваш фан-клуб имеет собственное название — “Дартширское ополчение”. Они вам как-то помогают?
Да, вот сегодня на танцполе зрителей учил танцевать бретонскую джигу маленький кусочек ДО. А вообще первый прообраз дартширского ополчения появился в 1999 году, они тогда назывались “Тролли”. Это была большая компания студентов и работающих, они ходили на все наши концерты, пили пиво, орали ирландские песни, и фактически стали основателями нашего фан-клуба.
Как вы думаете, если спеть вашу песню про деву Франсуазу сто раз подряд, можно ли вызвать злых духов?
Нет, почему, откуда они возьмутся?
В бретонском оригинале поется про воскресшего мертвеца.
Открою тебе один секрет, который, наверное, и не секрет вовсе — я никогда не интересуюсь, о чем поется в оригинале. Меня вдохновляет музыка, может вдохновить визуальный ряд, но никогда — чужие тексты. Поэтому я никогда не интересовался, о чем поется в ирландских балладах, или о чем поют Tri Yann. Ну, может, кроме песни “Tri martolod”- о чем там поется, я знаю.
Если тексты не вдохновляют, может, поэты любимые есть?
Не очень люблю поэзию, из тех, кто нравится — набор стандартный. Маяковский времен “Облака в штанах”. В школьное время — Блок, но сейчас я не стал бы его читать. Есенин — тоже не ранний и не поздний, а такой средний, когда уже “Черный человек” появился. Когда-то зачитывался Бродским, но сейчас перечитывать не тянет. Почему-то очень нравится Ахматова. (задумывается) Вот, блин, сказал, что не любит поэзию — и начал перечислять (смеется). Мне нравится Ахматова, потому что она идеальный стенд-апер. У нее всегда идет сетап — и в финале одной строчкой панчлайн. Вот, например, в стихотворении, когда она надела на левую руку перчатку с правой руки. Или вот совершенно криповое стихотворение. Вслушайтесь: “В том доме было очень страшно жить, И ни камина свет патриархальный, Ни колыбелька моего ребенка,
Ни то, что оба молоды мы были И замыслов исполнены, Не уменьшало это чувство страха… “ Она подробно описывала старый дом, а в конце спрашивала: “Теперь ты там, где знают все, скажи: Что в этом доме жило, кроме нас”? Но в целом поэзию я не люблю. Стихи это отвратительно!
Что, даже свои стихи не любите?
Есть несколько стихотворений, за которые мне совершенно не стыдно. Это “Катти Сарк”, “Небывалое путешествие”, “Я принес тебе вино”. Мне очень нравится, что я их написал. (прим. авт. — все три хита прозвучали на тверском концерте)
Текст: Надя Окервиль
Фото: Сергей Титов