Двери непарадного города: Что в Твери спрятано от глаз горожан, но известно пытливому туристу
В наборе компетенций современного горожанина должна быть одна, которая качественно отличает его от среднего обывателя. Этот человек должен уметь показывать своим гостям город, рассказывать о нем и, конечно, иметь свои потаенные эксклюзивные уголки.
Сейчас каждый второй – краевед, каждый третий – экскурсовод. Белых пятен на карте Твери становится все меньше, но они есть. Пройтись не по центральным улицам, а тайными, еще не открытыми тропами — наша сегодняшняя задача.
К слову о центральной улице и старом парке. Вот прямой маршрут к парку Воксал – по улице Советской до конца. Это сейчас, глядя на нумерацию домов, мы считаем площадь с костелом и мечетью концом улицы, но по задумке Петра Никитина – это ее начало начал. Только при движении от Московской площади (так называется площадь с костелом и мечетью) в сторону кафедрального Преображенского собора перед горожанином открывается знаменитое трехлучье. У Советской две главные точки – собор и парк «Воксал». Мы направимся в парк. Парк Воксал
Кажется, только ленивый в последние годы не писал про парк Воксал, но заходят сюда, прямо скажем, немногие. А чтобы погулять – самые отчаянные. Но для сухого осеннего дня здесь идеальное место, чтобы побыть в тишине и увидеть приметы истории. У парка сохранился партер, аллеи, отсюда лучше всего просматривается вал, насыпанный перед Волгой после сильнейшего наводнения 1811 года, здесь растет знаменитый дуб. И пусть специалисты уже опровергли легенду о том, что сажал его император Александр I, это дерево стоит увидеть. Вандалы сломали и украли табличку с названием и возрастом дуба, но табличка – самая малая потеря. В центре парка стоит дворец, построенный Леграндом по проекту Росси. От дворца остались одни стены, но здание прекрасно гармонирует с парком. Впрочем, как любые руины…
По парку «рассыпано» множество интересных строений, и бывалые экскурсоводы тратят два часа, чтобы показать и рассказать здесь обо всех. Почему удивительный парк, который рождался вместе с регулярной Тверью, пребывает в упадке — на этот извечный вопрос туриста не ответит ни один гид.
Ну и про название. Вокзала здесь, разумеется, никакого не было, название произошло от французского Vauxhall – увеселительный парк. Отсюда и название ближайшей улицы – Вокзальная.
Набережная Тверцы
Вообще-то Набережная Тверцы — это название улицы, одной и самых коротких в Заволжском районе и еще несколько лет назад – самых уютных и красивых.
Чтобы попасть туда, нужно с оживленного Комсомольского проспекта в месте его пересечения с бульваром Шмидта повернуть к Тверце, пройтись по самому короткому в городе переулку Щеткин-Барановского, и вы у цели. Но я бы советовал идти другим путем, от Ботанического сада по берегу Тверцы в сторону гребной базы.
Когда-то здесь был настоящий рай. Даже глыба гостиницы «Юность» не подавляла этот кусочек старого провинциального города. На набережной всего четыре адреса. Сейчас физически осталось два. Знаменитый дом бакенщика с башенкой сожгли в 2012 году. Потом сгорел соседний дом. Сейчас самым интересным здесь остается кирпичный дом №19 постройки конца 18 века.
Сама набережная – это узкая грунтовая дорога, обрывающаяся круто к Тверце. У дома №19 с краю расположились молодые березовые посадки. Здесь очень живописно летом. Сама улица из-за зарослей не просматривается ни с Тверцы, ни с противоположного берега, но тем, кто любит искать в Заволжье остатки старого города, сюда нужно обязательно.
Набережная Волги
Нет, это не набережная Степана Разина. Это в Затверечье. Но вид с набережной Степана Разина рисует обманчивую картину этого места: с того берега видны лишь дорогие особняки с китчевыми балюстрадами. Но если погрузиться в магию места, ждет награда.
Начинать путешествие по набережной следует с Екатерининской церкви. Спуститься между церковью и прекрасным, хоть и подпорченным сайдингом, домом священника Вологодского, а там повернуть налево. Мы у цели. Теперь, проходя по берегу, можно сыграть в квест – найди старый дом. Их разглядеть непросто – они прячутся за переделками. Нужно понимать, что эта улица была задумана в первом генплане, как едва ли не парадная улица Затверецкой части. Принцип сплошной фасады здесь был соблюден как «дом-ворота-дом-проезд». Фасаду «разрядила» война, а пустыри в 1990-е года «заросли» особняками.
Первый дом (№3) как раз старый, чуть дальше — участок с расположенным в глубине знаменитым домом Мартина, на шатре которого сидит петух. Петуха исторически не было, это придумал нынешний владелец. Где-то между листами металла можно заглянуть во двор и увидеть этот удивительный деревянный модерн – «редчайшую редкость» для Твери.
Интересный дом здесь – дом Миролюбова. Когда-то – местный дом с привидениями. Теперь зареставрированный и перестроенный жилой дом. Но кто любит эклектику начала 20 века, тот узнает. За домом Миролюбова (граница участка которого отмечена столетним дубом) чудом сохранился деревянный дом. Это обычный, типовой дом, который расположен в глубине участка. Он без потерь пережил даже войну. Дом закрыт сайдингом. Далее до Миновикторовского переулка все здесь было уничтожено войной. С этого переулка (нынче – переулок Пленкина) можно посмотреть на церковь Мины и Виктора и двинуться дальше. До тупика, где набережная упирается в улицу Александра Невского осталось еще несколько интересных старых домов и даже ворота. Не пугайтесь шлагбаумов. Стрелять никто не будет. Казарма 119
Переместимся в места более туристические. Хотя, несмотря на популярность Двора Пролетарки, хороших экскурсоводов по Морозовскому городку мало. Можно смело советовать Дмитрия Груздкова. Он единственный, кто занимается научно-исследовательской работой, поэтому знает много любопытных историй. Так вот, есть в городке казарма «Париж», которую не знает только ленивый. Но есть и казарма №119, которую никто почти не знает. Между тем, это одна из самых примечательных казарм в комплексе. Один ризалит (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту) чего стоит! Но это только снаружи. А что внутри?
В казарме по проекту было запланировано 128 комнат-спален для рабочих. В северной части здания расположены кашеварные каменные печи и лифт, вероятно, для подъема топлива. Отопление водяное. Имелась система люфт-клозетов с печью «Крематор» для сжигания экскрементов. Эти достижения инженерной мысли не сохранились, а вот система отопления осталась. Ее хорошо видно на парадной лестнице, ставшей сегодня черной. О, это прекрасная лестница, скрытая от любопытных глаз простой дверью с болтом! Если вы все же решите в нее проникнуть, будьте готовы, что вас могут закрыть снаружи. Но жители казармы – очень добрые люди. Обязательно откроют, если стучать громко и кричать сильно.
Поселок ФУБРа
Раз мы в Пролетарском районе, пойдем дальше. Кстати, и сами «пролетарские» проспекты — Калинина и Ленина — достойны прогулки туриста. Тут есть все, начиная от конструктивизма, заканчивая сталинской неоклассикой и хрущевками с мозаиками на фасадах. Чтобы открыть для себя прелесть и идеологию строителей этого района, нужно понять, что Пролетарский район, магистральная ось главных проспектов и примыкающих к нему улиц, строился как альтернативный центр буржуазного старого города И поселок ФУБРа (Фонд улучшения быта рабочих) – яркий тому пример. Любой грамотный и вдумчивый краевед расскажет, насколько прекрасна здешняя архитектура 1920-30-х годов. Чтобы было понятно: так назывался в прошлом Кировский поселок, к которому относятся улицы Бобкова, Кирова, Буденного (то, что прячется за правой ширмой проспекта Ленина, который в прошлом назывался проспектом Ворошилова). Если прогуляться по поселку, то, кроме яркой архитектуры, можно увидеть, как сильно вдохновляли создателей этой застройки соседние морозовские казармы, которые здесь архитектурно довлели и задавали тон. Химволокно
Когда-то градообразующее предприятие, которое сформировало весь Московский район Твери, называвшийся тогда Новопромышленным. Комбинат строил целые улицы (например, проспект Победы или Орджоникидзе, Ротмистрова, Резинстроя), оставил ценнейшие объекты инфраструктуры: чего стоит только стадион «Химик», бассейн «Радуга», ДК «Химволокно». Для любителей искать следы дохрущевского советского прошлого район комбината – это просто рай. Несмотря на то, что красивейшее здание заводоуправления огорожено глухим забором, перед ним прослеживается планировка площади, где главным ориентиром служат три чаши давно высохших фонтанов. Найти их просто – это улица Индустриальная, сразу за дилерскими автоцентрами. Но и непарадная часть комбината удивляет эстетикой, даже сейчас, когда предприятие лежит в руинах и является царством сталкеров. Это комплекс зданий заводской проходной. Побывайте здесь, чтобы ощутить дух главных городских строек, гигантских планов, масштабных идей. На минуточку, на комбинате работало 12 тысяч человек. Главные ударники труда могли видеть себя на Доске почета на самой площади Гагарина. Но комбината больше нет, а Доску почета сломали при строительстве торгового центра, восстановив затем некую колоннаду. Между тем, турист, приезжающий из Москвы, может смело выходить на площади Гагарина из своего авто и изучать Тверь именно отсюда.
Открыть все потаенные уголки города, которые удивляют и волнуют, в рамках одного очерка невозможно. Тверь слишком сложна и многослойна, чтобы претендовать на полное открытие ее старых шкафов. Но ходить по таким местам необходимо. Именно непарадный город самый честный, без мифологической и пропагандистской шелухи. Смело выбирайте время и отправляйтесь в путь: в поселок железнодорожников, за линию, в старинные слободки, поищите старину в Заволжье. Вы обязательно найдете остатки тюремного замка и здание богадельни, не говоря уже об огромном комплексе построек бывшей Химбазы на Петербургском шоссе, а дальше – поселок Вагонзавода. Гуляйте с любовью к городу, и тогда он откроет вам свои самые тайные двери.
Материал напечатан в журнале «Тверьлайф».
Заказать журнал можно по телефону 8(4822) 415-416 (доб 230). Стоимость одного экземпляра — 150 рублей. Возможна доставка на дом.