Очевидец подвига Степана Горобца о том, почему историю нельзя искажать
Бегут фашисты. Путь их длинен.
На перекличке городов
Освобождённый встал Калинин,
Родных приветствуя сынов.
Он снова наш, он снова с нами…
В освобожденной синеве
Родное радостное знамя,
Как к солнцу, тянется к Москве.
Сергей Островой
16 декабря – дата, которая навсегда вошла в историю нашего региона, как одна из самых важных – день освобождения города Калинина (ныне Тверь) от немецко-фашистских захватчиков. Храбрость и мужество обеспечили воинам Калининского фронта успех в бою, победу над врагом. После двух месяцев кровопролитных боёв, свидетелями которых стали партизаны и воины, советские войска очистили город от немцев. Гитлеровцами были разрушены целые жилые кварталы. Свобода досталась ценой жизней тысяч мирных жителей.
За мужество и героизм более чем 300 уроженцам Тверской земли, чьи подвиги эти навсегда будут вписаны в историю нашей страны, присвоено звание Героя Советского Союза.
Жизнь одного из этих героев – Степана Горобца оказалась неразрывно связана с Тверской областью. Здесь, при обороне Калинина, в октябре 1941 года танковый экипаж под его руководством совершил успешный одиночный прорыв через весь оккупированный немцами город и по Московскому шоссе вышел в расположение наших войск в районе села Власьево. Помимо него в экипаж входили стрелок-радист Иван Пастушин, механик-водитель Федор Литовченко и башнер Григорий Коломиец.
Перед отдельной 21-й танковой бригадой была поставлена задача овладеть городом Калинином, освободив его от немцев: совершить глубокий рейд по маршруту Большое Селище–Лебедево, разгромить противника в Кривцово, Никулино, Мамулино.
Погиб Степан Горобец в бою 8 февраля 1942 года у села Петелино в Ржевском районе Калининской области. За всё время боев на счету экипажа танка Степана Горобца было 7 подбитых и уничтоженных немецких танков.
Об этой «тридцатьчетвёрке» нашему городу напоминает памятник легендарному танковому экипажу, установленный на Комосмольской площади Твери. Идея создания его создания принадлежала членам клуба вооруженных сил «Вымпел». По результатам конкурса на лучшее архитектурное решение будущего мемориала, его скульптором стал наш земляк, Народный художник России Евгений Антонов. Кстати, открытие мемориального комплекса на Комсомольской площади было приурочено к юбилею, 70-летию освобождению Калинина.
Но хорошо, когда воспоминания запечатлены не в монументе, а в памяти тех, кто видел эти события своими глазами.
Владимир Николаевич Митрофанов – подполковник в отставке, Ветеран труда и председатель совета клуба ветеранов «Вымпела» застал страшный оккупационный период родного города. Сейчас ему 86 лет, оккупацию он пережил ребенком. Свидетель освобождения Калинина, который знает историю Степана Горобца и принимал активное участие в установке памятника, Владимир Николаевич побеседовал с корреспондентом “Тверьлайф” и рассказал о своей жизни в Калинине в те страшные года и о подвиге экипажа 21-й танковой бригады.
– О Степане Горобце я узнал, когда меня мать послала в Тургиново с моей тёткой обменять отцовский костюм на картошку, – уточняет Владимир Николаевич. – Есть было нечего: Колхоз землю дал, а семян не было, вот мы и пошли. Когда обмен совершили, тётка взяла на себя стало быть тяжесть и меня загрузила. Загрузила так, что я отставал метров на сто. Пришлось делать перевалы. Заходили в первый попавшийся дом, просили отдохнуть, ну и кипяточку. И все тогда пытались рассказать о боях 21 танковой бригады и об это самом танке.
Конечно, тогда ещё никто не знал, кто это. Говорили о танке в основном. И уже позже майор один в газете написал, что Горобец разгромил кого-то под Мигалово, но он не мог там быть даже близко. Цель у танковой бригады была поставлена войти в город, а не в Мигалово, это тогда, считай, деревня была. Поэтому позже я сам разработал экскурсионный маршрут рейда старшего сержанта Степана Горобца. Сделал несколько экземпляров и сейчас всем, кто желает я их всегда раздаю. Потому что историю нельзя искажать!