Как города Югры могут справиться со своим мусором
Югра производит около 5 млн тонн отходов ежегодно
Мы - удивительные люди. Завидуем европейской чистоте, сетуем на то, что наши зоны отдыха завалены мусором, ругаем городские власти за фантики на улицах и... повсюду оставляем за собой груды мусора.
Грязь порождает грязь
По всему округу прошли мероприятия международной экологической акции «Спасти и сохранить». Проведён не один субботник. Например, сургутские газовики очистили от свалки Пролетарский проспект города, где раньше был балочный массив. Вывезли три КамАЗа мусора.
«Хотелось бы больше внимания от горожан. Планета общая, оберегать её надо всем. Чистым воздухом дышать хочется всем», - отметила заместитель председателя профсоюзной организации предприятия Татьяна Моисеенко.
Предприниматели Югорска убрали мусор вдоль дороги, ведущей к излюбленному месту отдыха горожан.
«За три часа очистили весь ближайший лесной массив. А сегодня ощущение, что все усилия напрасны, мусора стало ещё больше!» - сетует предприниматель Марина Грабарь.
В Советском районе экологический десант очистил от бутылок, пакетов и бумаги около двух гектаров берега Конды. Ну как не вспомнить надоевшее «Чисто не там где убирают, а там, где не мусорят»?
«В дни акций организовать субботник легко. Выходят трудовые коллективы, школьники, представители «зелёных». А вот вне акций - почти невозможно. Мы пробовали собрать жителей одного микрорайона. Пришли семь человек, - рассказывает юрист из Сургута Анна Давыденко. - Люди не уважают чужой труд. Как-то я ехала в машине с одним адвокатом. Он выбросил банку от энергетика в окно и прокомментировал: «гастербайтеры уберут».
Кстати, вдоль трасс мусора очень много. Туда гастербайтеры с мётлами не доходят.
В марте в Сургутском районе активисты-экологи обнаружили стихийную лесную свалку длиной в 400 метров.
«Победить несанкционированные свалки мы пока не можем, - признаёт руководитель Природнадзора Югры Сергей Пикунов. - Усугубляет проблему нелегальная миграция из стран ближнего зарубежья. Незаконные места проживания мигрантов - гаражные кооперативы, балки - это рассадники свалок. Но и добропорядочные граждане мусорят. Думаю, молодёжь не понимает, каким трудом даётся чистота. Грязь порождает грязь».
Администрации городов тратят уйму денег на уборку несанкционированных мусорных свалок, но они вновь появляются, зачастую - в тех же местах.
За 13 лет в мероприятиях акции «Спасти и сохранить» приняли участие 2,5 млн. человек.
«Наши города стали лучше, чище, зеленее», - говорит Сергей Пикунов, и это правда. Но акция заканчивается и окраины северных городов (центральные части всё-таки прибирают), снова утопают в мусоре.
«Мы всё делаем так, как удобно нам. Срезаем свой путь через газоны, паркуемся на детских площадках, скачиваем бесплатно фильмы и музыку из Интернета, мусорим, где хотим, - предлагает преподаватель истории Светлана Линько. - Нужно либо санкционировать создаваемые нами свалки, либо ставить в таких местах мусоросборники, либо наказывать тех, кто мусорит. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил делать это, как в Сингапуре. Там за бумажку, брошенную мимо урны, полагается штраф в 500 долларов и 50 ударов палкой. Очень неплохая идея. Может взять на вооружение в Югре?».
Без альтернативы?
Югра ежегодно производит около 5 млн тонн отходов. Почти миллион из них - бытовой мусор. Он складируется на полигонах, а во многих сёлах и деревнях - на необорудованных свалках. В нескольких населённых пунктах есть мусоросжигающие установки, но так утилизируется лишь 1% бытовых отходов региона.
А хочется-то, чтобы всё было цивилизованно. Западная традиция раздельного сбора мусора и его дальнейшей переработки в России с трудом, но приживается. Уже в нескольких городах есть пункты приёма и утилизации отходов самого разного происхождения. А что в Югре?
«Говорят, что мы не способны сортировать мусор, - рассуждает социолог Олег Андреев. - Думаю, дело в другом. Проще сжигать всё подряд, чем налаживать новый процесс. Для этого нужны деньги и время. А российский бизнес привык к быстрым и большим доходам. Длинные деньги его не интересуют. Я знаю людей, которые предлагали построить энергетические центры в каждом городе Югры. Люди получали бы электроэнергию из мусора, не расходуя газ, нефть, уголь. Отпала бы необходимость в полигонах и затратах на транспортировку. Несколько лет, и округ был бы чистым. Но это предложение не получило поддержку у чиновников. А федеральный Росприроднадзор заявил, что сжигать мусор - наилучшая доступная технология для России».
В Югре зачастую и до сжигания мусора не доходит. Предприятия по переработке находятся далеко, и транспортные расходы делают такую утилизацию убыточной.
«В условиях округа захоронение отходов на полигонах - а законодательством это не запрещено - оптимальный экономически выгодный вариант. Экология, которая экономически не продумана, несостоятельна», - объясняет Сергей Пикунов.
Говорят, негативного влияния на окружающую среду полигоны не оказывают – территории-то большие. Сейчас округ обеспечен полигонами ТБО на 50%. К 2020 году обещают дойти до 90%.
«Югра пока опасается новшеств. А полигон ТБО - проверенная вещь», - говорит представитель регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Максим Якимов.
Может, для начала, перестанем бумажки мимо урн бросать, за эту чистоту платить не надо...
Штрафы – залог чистоты
Роман Грозек, менеджер энергетической компании из Чехии:
- Ваша администрация может неплохо заработать на тех, кто мусорит. Просто нужно ввести серьёзную систему штрафов - это прекрасный источник дохода в бюджет и лучший способ приучить людей к чистоте.
У вас переполненные мусорные контейнеры. В частном секторе их почти нет. У нас - у каждого дома. Если нет и человек устроил свалку, он платит большой штраф - 5 тысяч крон. Организация - в 20 раз больше. Если штраф не оплачен, в дом приходит пристав и забирает холодильник или телевизор, можно даже лишиться дома. Если сосед увидит, что я мусорю, он сообщит в полицию. Вы говорите «настучит». Мы думаем по-другому. Тот, кто мусорит, нарушает наши права на жизнь в чистом городе.
Система оплаты за мусор разная. Тот, кто хочет сэкономить, сортирует мусор, везёт его на пункт сбора и раскладывает по разным контейнерам. Есть контейнеры для бумаги, для пластмассы, металла, старой техники, для биомассы - туда мы складываем траву, ветви деревьев - из этого потом делают компост. Есть контейнеры для опасных отходов и для старой одежды - её потом стирают и отдают нуждающимся. Если мы не хотим сортировать мусор, то собираем отходы в контейнер у дома и платим за вывоз. Один человек платит 600 крон в год (примерно 1000 рублей, - прим. ред.). Этот мусор сортируют рабочие и машины на мусоросжигательной станции.
Штрафы помогут
Сергей Брюхов, депутат Думы Нягани пятого созыва:
- Нет культуры чистоты. Если жильцы благоустроенных квартир стараются хоть как-то соблюдать порядок, то большинство тех, кого недавно переселили из вагон-городков, никак не привыкнут к тому, что пакет с мусором нужно донести до контейнера, а не оставлять в подъезде.
Беда со свалками в городских лесах. Когда существовала экологическая милиция, мы патрулировали парковые зоны и близлежащие лесные массивы, где любят отдыхать горожане. Результат был - количество мусора постепенно уменьшилось. Но штрафы были очень маленькими. За несанкционированную свалку мы штрафовали на 1500 рублей, в то время как за то, чтобы вывезти мусор на полигон, нужно было заплатить 2500 рублей. Конечно, тем же предпринимателям проще заплатить штраф и вывалить мусор под ёлочкой в ближайшем лесу, чем сделать так, как надо. Я думаю, нужна система серьёзных штрафов и структура, которая занималась бы только проблемой мусора.
Мусорим по привычке
Ирина Пагода, психолог:
- Мы мусорим по привычке. Чтобы её изменить, нужно контролировать своё поведение. Но кому это нужно? Мы с детства ходим мимо куч мусора, иногда участвуем в субботниках и снова видим на прибранных нами территориях мусор. Нам обидно, но вместо того чтобы что-то делать, бороться, мы опускаем руки и пеняем на чиновников. Так удобнее. Так вырастает поколение за поколением. Подросток не доходит до урны, потому что так он проявляет свой нигилизм, и выглядит «взрослее» в глазах своих сверстников. Ведь папа тоже бросает окурки мимо урны. А папа делает так, потому что это уже привычка, которая переплелась с менталитетом большого города: всё моё - у меня дома. Всё что снаружи - ничьё. Чтобы справиться с мусором на улицах, каждый горожанин должен контролировать свои действия. Но не все находят ответ на вопрос, кому это нужно. Ну и потом, в любом обществе есть 7% асоциальных личностей, которые занимаются вандализмом в силу агрессии по отношению к режиму. Они считают: вы не даёте мне достойную работу, жильё, поэтому я разобью стекло на остановке и переверну мусорницу.