Почему в ЮГУ популярна специальность «Журналистика»
На вопросы «АиФ-Югра» отвечает заведующая кафедрой журналистики Югорского государственного университета Любовь Третьякова.
В этом году конкурс на специальность «Журналистка» в Югорском государственном университете составил 3,8 человека на место - больше, чем на все остальные. Журналистика - одно из самых популярных направлений в университете. Но при этом журналистов-заочников, вполне возможно, со следующего года набирать не будут. О сегодняшних студентах и изменениях в обучении рассказала заведующая кафедрой журналистики ЮГУ Любовь Третьякова.
- Любовь Анатольевна, кто сегодня стремится в журналистику? По-прежнему те школьники, которые «хорошо пишут сочинения», или это осталось в прошлом?
- В журналистику сегодня стремятся люди творческие и смелые. Тому способствует общая картина нашей жизни, в которой есть место героизации профессии. Многие абитуриенты приносят хорошее досье с публикациями и сюжетами. Сегодня в округе достаточно развиты школьные СМИ, ребятам есть, где себя попробовать в роли журналиста. Пятый раз в этом году мы готовимся проводить окружной фестиваль «СМИшка», который демонстрирует активный рост школьной журналистики.
- Есть ли разница между представлениями абитуриентов о своей профессии и реальностью? Почему так происходит?
- Всегда будет происходить «открытия себя» в нашей профессии. Конечно, многие студенты после первой же практики по-другому начинают воспринимать теорию. Журналистика - творческая профессия, а разве бывает творчество без терзаний, разочарований, постоянного поиска себя, желание сказать миру что-то новое? А тут - пришел в редакцию, а там свои установки, срочность, свой формат. И нужно просто работать. Хорошо, качественно и много. В журналистике остаются не все. Как и в любой творческой профессии. Это нормально.
- МГУ объявил о закрытии заочного отделения факультета журналистики. Как говорят инициаторы решения, заочка себя исчерпала... Говорят, что в Югорском госуниверситете набор-2015 на бюджетные места заочного обучения по направлению «Журналистика» станет последним. Так ли это?
- Да, многие факультеты журналистики отказываются от заочного образования. Нам в этом году выделили 20 бюджетных мест. Нет гарантии, что в следующем году мы их тоже получим.
- Какие плюсы у дневного отделения по сравнению с заочной формой обучения? Мне всегда казалось, что для журналиста заочное образование - близкий к идеальному вариант: к окончанию ВУЗа уже есть, как минимум, несколько лет серьёзной практики...
- Я считаю, что обе формы получения образования имеют право на существование. Плюсы дневного обучения понятны: непрерывное обучение, университетская среда, большие возможности «попробовать» себя в журналистике (студента на практику возьмут практически в любую редакцию в различных регионах). Заочники - люди серьезные. Они чаще всего стремятся получить образование, уже заработав в журналистике имя. К таким студентам я отношусь с большим уважением.
- Насколько конкурентоспособны сегодняшние выпускники-журналисты?
- Мои студенты на старших курсах практически уже все работают. Работают по специальности. Выпускники этого года все трудоустроены.
- Что касается программы обучения: каким предметам нужно учить нынешних журналистов, а что можно «упразднить»?
- Главный предмет для всякого журналиста - практика. Необходимо больше включать практических дисциплин: фотодело, операторское мастерство. В этом году мы вводим новый предмет - «Спортивная журналистика». Планируем заниматься радиожурналистикой. Я бы сократила количество часов по физкультуре. И ещё пару обязательных дисциплин. Но, увы, есть стандарт...
- Вы приглашаете читать лекции студентам тех, кто сегодня работает «в поле». Редакторов газет, ведущих корреспондентов... Что дает такая практика?
- Я очень признательна коллегам-практикам, которые находят время, чтобы зайти в аудитории к студентам-журналистам. Их опыт, знания, умения бесценны для нас. Профессионалам доверяют, у них учатся ремеслу. Нельзя, опираясь на теорию, научить журналистов. Только с вашей помощью мы получим хороших профессионалов. Я надеюсь, что и самим журналистам тоже полезно общение со студентами. Подготовка к лекции заставляет проанализировать свою работу, может, по-иному взглянуть на иные проблемы.
- Что из себя представляет сегодняшняя югорская журналистика?
- Я не стала бы в целом оценивать всю югорскую журналистику. Скажу только, поучаствовав в жюри различных творческих конкурсов, что здесь работает много интересных и ярких журналистов. У них есть, чему поучиться.
- Куда вы советуете устраиваться на работу вашим выпускникам?
- Никуда. Они самостоятельно решают этот вопрос, отработав ежегодные производственные практики и успев совместить учёбу с работой в редакциях. А вот куда пойти студентам на практику? Здесь мы думаем вместе. И выбираем те редакции, где в первую очередь находят время на обучение студентов. Всегда хорошо встречают практикантов в ОТРК «Югра». Всегда! Там с уважением относятся к молодым журналистам. Студенты с большой охотой идут на практику в «АиФ-Югра». Здесь тоже находят время на них. В РИЦ всегда рады моим ребятам. Не отказывает ГТРК «Югория», но там очень сложный для студентов формат. Студенты на практику уезжают в Екатеринбург в ИТАР-ТАСС (Урал) и в ИА «Ура.Ру». Едут традиционно в Москву, тоже много нового и полезного узнают для себя. В студентов нужно вкладываться нам всем вместе, чтобы гордиться потом югорской журналистикой.
Нужны дар и начитанность
Сергей Козлов, журналист, писатель, депутат Тюменской областной думы:
- Как во всякой профессии всё зависит от человека. От того, сколько он хочет и может взять знаний. Для журналиста играют значение две основы: собственно, дар писать (он либо есть, либо нет) и начитанность. Начитанность сегодня «страдает» на уровне нации. Потому многие современные журналисты знают обо всём, но на сантиметр в глубину. И тут хоть какие программы вводи, ситуация может измениться только в случае национального переосмысления процесса просвещения. В сухом остатке: в вузах есть талантливые ребята, но их значительно меньше, чем, скажем, тридцать лет назад. И ещё с советских времен известна тенденция, что лучшими журналистами становились те, кто приходил из другой профессии, потому что знал уже что-то на достаточную глубину.
К любому заочному образованию отношусь отрицательно. Особенно, если оно первое высшее. Есть в этом что-то виртуальное... Но если человек получает «вторую вышку», вполне допускаю. В заочном больше пробелов, даже если человек в данный момент трудится в одном из СМИ. Нет в этом некой фундаментальности... Тем не менее, вынужден признать, некоторые заочники (опять же за счёт данного Богом таланта) обходят очников. Думаю, тут не может быть какого-то оптимального решения, кроме одного - проверка знаний должна быть очень серьёзной, плюс творческие работы, как показатель.
От бесплатной «заочки» можно отказаться
Илья Стечкин, медиа-эксперт, экс-заведующий кафедрой журналистики ЮГУ:
- Я считаю, что системное журналистское образование вообще находится в кризисе. Тем не менее, вероятно, государственный заказ на специалистов соответствующего профиля будет содействовать сохранению этого института. В этом случае отказываться от заочки нецелесообразно. Но и сохранять её в том виде, как она есть сейчас, - себя не уважать. Учебный план, основанный на аудиторных занятиях, собранных в сессии, без современных инструментов организации дистанционного образовательного процесса, не может выполняться качественно.
Конструктивным представляется подход, при котором вуз берёт тайм-аут на год-два, собирает представителей индустрии, изучает их потребности, обновляет программы в соответствии с пожеланиями заинтересованных структур (пресс-служб, редакций, пиар- и рекламных агентств), готовит инфраструктуру (систему управления дистанционным образовательным процессом типа Moodle, систему ведения вебинаров и хранения записей), а потом выкатывает коммерческий проект, ориентированный на работающих людей, но предполагающий корпоративную подписку. Для тех компаний, которые участвовали в разработке программы, делается ощутимая скидка.
То есть, от бесплатной заочки, как мне кажется, можно отказаться. И решение об открытии соответствующего направления можно принимать так: есть у корпоративных клиентов интерес, подкрепленный деньгами - делаем, нету спроса - не делаем. При этом корпоративным заказчиком может выступать и государство. Но ситуация, при которой выделяются бюджетные места, и вуз в условиях отсутствия спроса решает вопрос набора, представляется мне парадоксальной.
Хотя, повторюсь, что система заочного образования, основанная на применении дистанционных образовательных технологий, очень нужна. И для удаленных регионов, таких, как Югра, она решила бы проблему привлечения высококвалифицированных преподавателей без серьезного увеличения расходов.